Память
«Я - сказочный и уникальный»
О чем Михаил Светин рассказывал «Смене»
В минувшую среду Петербург простился с народным артистом России Михаилом Светиным. На протяжении многих лет Михаил Семенович был самым добрым собеседником «Смены». И сегодня мы вместе с вами перечитаем интервью Михаила Семеновича, которые он дал нам в разные годы.
Про маленьких людей
- Я люблю играть маленьких людей. Мне интересно, потому что нахожу в них и для себя что-то родное, близкое. Да, они смешные - и в «Сильве», и в «Чародеях», и в «Безымянной звезде». Но они так стремятся что-то понять, так хотят быть добрыми! Вот начальник станции в «Безымянной звезде» - он не смеялся над учителем, как многие, а пытался понять: как же это - бедный учитель последние копейки отдает за какую-то книгу? Искренне пытался вслушаться в душевное движение другого человека.
Про Чаплина
- Чаплин - мой бог. Я на нем вырос. Он всегда добрый, даже когда злой. Посмотрите фильмы с его участием. В каком бы он ни был бешенстве, все равно не может ребенка ударить или женщину оскорбить. Скромно говоря, я узнаю свои черты. Я могу разозлиться на стул, ударить кулаком по стенке. Но задеть, унизить человека - нет. Мне нравится мир Чаплина. Это мир не только маленького - это мир настоящего человека.
Про сальтомортале и Клинта Иствуда
- В нашей стране на удивление перестали замечать возрастных актеров. Как будто их нет в жизни или как будто они уже ни на что не годны. Посмотрите, как держится Голливуд на своих ветеранах! Клинт Иствуд старше меня на полгода, и что? Снимает и снимается, причем с успехом. Аль Пачино - за 70, Николсону - под 80, а на них весь их заокеанский кинематограф держится! Причем они играют сильных людей, а не жалких стариков. Почему у нас на актеров введен возрастной ценз, несмотря на то что многие в своих театрах бегают, прыгают, а я на сцене разве что сальто-мортале не кручу, а так все могу?! Да что там говорить, я - сказочный и уникальный и еще некоторое время буду сказочным и уникальным, так давайте же правильно используем это время! Колдануть я еще могу!
Про игру «по-быстренькому»
- Сейчас на экранах какая-то серая масса, ни одно лицо невозможно запомнить. Такое впечатление, что режиссер выскочил на улицу, спросил у прохожего: «Тебя как кличут?» - «Вася». - «Иди, сыграй по-быстренькому, Вася». Вася идет и играет. А на него смотреть скучно. Хоть бы усы прилепил, что ли… Все происходит оттого, что у нас в стране киношные люди зарабатывают деньги. И все. Тупо все. Как вы правильно заметили, они не хотят возиться, они хотят с Васей по-легкому денег срубить. Зачем им всякие нюансы, тонкости, ходы и построение образа? Можно получить деньги и за читку текста с таращеньем глаз.
Про сценарии и помидоры
- Народ на меня идет, и поэтому мне подсовывают бог знает какие сценарии. Нечеловеческие сценарии. Прямо сразу видно: кроме денег, за ними ничего не стоит. Я сам люблю деньги. Но сначала хочу прочесть сценарий. Была удивительная история. Продюсер не рассказал ни о чем фильм, ни что я буду играть, даже не обещал прислать сценарий. Он спросил у меня только одно: «Сколько вы берете?» Я попросил его принести мне сценарий, а не счет. При этом играть я очень хочу. Но ведь даже помидоры в магазине мы сначала выбираем…
Про сказочную хулиганку
- Думаю, что через поколение, наверное, появятся обаятельные люди, которые будут выплескивать с экрана солнце, как это делали Василий Меркурьев и Николай Крючков. Я уже вижу таких детей. Да вот моя внучка - сказочная хулиганка. Как начнет петь, танцевать, рожи корчить - удержаться от смеха невозможно. В кого она такая уродилась? Сам удивляюсь. Хожу по соседям, приглядываюсь…
Про экран, светящийся волшебством
- Я один из тех редких актеров, кто от роли Деда Мороза отказывается категорически. Даже когда все хватались за этот несчастный заработок. Дед Мороз - это пахота! В жарище и гриме весь день напролет, а на тебя еще и дети прыгают со всех сторон. К тому же во время новогодних елок я был сильно занят в театре, потому что много играл в сказках всяких добрых волшебников. Еще очень много снимался на телевидении. Вы знаете, какие прекрасные сказки делали на Ленинградском телевидении?! До сих пор помню «Двенадцать месяцев» и «Захудалое королевство». Режиссеры умудрялись из ничего (с помощью, правда, талантливых актеров) делать зрелище чарующим. У Глеба Селянина, например, экран светился волшебством. Я играл у него с удовольствием любых прыгающих толстых человечков. Интересно, а где сейчас все эти сказки?
Про три приветливых сезона
- Я не люблю зиму. Темнота и ветра, дующие по Фонтанке, где я люблю гулять, заставляют меня сидеть дома. Если, конечно, я не намерен подхватить плохое настроение и воспаление легких. Зима, знаете ли, дело молодых. Чем старше, тем ее переживание утомительнее. Так что приветствую только три других сезона! Вот если бы договориться с погодой, чтобы до самой весны было солнышко, минус пять, безветренно, то я обожал бы такую зиму и гулял бы себе с наслаждением, поскрипывая искрящимся снегом и любуясь серебряным инеем ветвей…
О том, сколько нужно для счастья
- По мнению «Росгосстраха», для счастья петербуржцу достаточно 40 тысяч в месяц. А мне недостаточно. Подрабатываю. И прошу «Смену» задать вопрос «Росгосстраху»: а на какие деньги они живут? И нельзя ли нам временно, в порядке эксперимента, поменяться местами? Пусть испытают удовольствие жить на свои средние цифры (про тех, кто живет на прожиточный минимум, я даже не говорю: не будем впадать в крайности). Мы люди покладистые, готовы в это время жить на их средний доход и мужественно посещать те же рестораны и магазины. Думаю, подобный обмен опытом проживания - положительная вещь, которая вызовет добрые эмоции у большинства населения, а некоторых, может быть, доведет и до ощущения полного счастья! Вот здорово мы с вами придумали, да?
Людмила АНДРЕЕВА