Предложение

Даешь Небольшой вместо Большого!

Возможно, в здании БДТ выступает совсем не тот театр?

Близится новый теат­ральный сезон. И значит, уже скоро двери театров распахнутся перед зрителями. Но что они там увидят? Вот что, скажем, увидят зрители Большого драматического театра им. Товстоногова на его роскошной свежеотремонтированной сцене в здании на Фонтанке? И что, скажем, увидят зрители Небольшого драматического театра - есть в нашем городе и такой.

«Так жить, как вы играете!»
А давайте сравним два театра, которые условно так и назовем - Большим и Небольшим.
Небольшим драматическим руководит режиссер, окончивший курс Георгия Александровича Товстоногова с красным дипломом, затем долгие годы руководивший драматическим театром республиканского значения. Из выпускников 1999 года режиссер создал студию, впоследствии получившую статус государственного театра. Здесь играют классику мирового уровня. Как играют? Наверное, лучше всех это определил драматург Александр Володин (его пьесы, напомним, с огромным успехом ставил сам Товстоногов). Пятнадцать лет назад после спектакля он зашел в гримерку со словами благодарности и заметил: «Мне осталось немного, но эти годы я хочу прожить так, как вы сегодня играли на сцене!»
Почерк Небольшого театра - академический, режиссер и актеры и не думают отрекаться от методов Стани­славского и Товстоногова, они просто с фантазией подходят к сценическим решениям. Главного режиссера постоянно приглашают в МХТ для постановки пьес русского классического репертуара. Небольшой театр получил не один «Золотой софит» за постановку пьес, которые любил и ставил Товстоногов на сцене БДТ.

Медленно, но очень больно
А вот второй театр - Большой драматический, который несколько лет назад возглавил главный авангардист Петербурга. Он на курс Товстоногова тоже поступал, но не поступил, а закончил заочно Институт культуры. Имя своего педагога нигде не называет, чаще всего в качестве учителей указывает Всеволода Мейерхольда и Кристиана Люпу. Создал «Формальный театр», о выступлениях которого один критик написал: «Это было какое-то безумие, похожее на захват города инопланетянами». Кстати, на штатную работу в государственном театре режиссер поступил впервые только в сорок три года.
Новый назначенец обещал, что перемены в отданном ему театре пройдут «медленно и не больно».
Насчет второго не получилось. Больно, очень больно видеть, как Большой драматический превращается в уличный, где главной формой существования становится митинг, беготня по городу (как в «спектакле» «Remote Петербург»), дискуссии на тему «Мои разборки с Россией» (слова режиссера). Создана бойкая команда, которая считает, что играть классику так, как она написана, и так, как это делал Товстоногов, - срамота, а учиться жизни у Петра Павленского, жгущего покрышки у Спаса на Крови в честь Майдана, - самое то. Управлять манифестациями и модернизациями призваны господа с «Эха Москвы» и «Дождя». На «беседах» после спектаклей разговор идет вовсе не о них (кстати, под молотом новаторства классика искорежена до неузнаваемости), а о стране, с которой новая команда, к своему ужасу, вынуждена «взаимодействовать». Образ рисуется режиссером так: «Тут под низким потолком все постоянно скрючены, будто заглядывают в окошко кассы».

Вопрос на засыпку
А теперь вопрос: кто из этих двух коллективов выступает на сцене Большого драматического театра имени Георгия Александровича Товстоногова? Кто из этих двух режиссеров руководит теми актерами труппы, которых воспитал, которых любил и ценил Товстоногов? Кто в этом сентябре будет главным на столетнем юбилее мэтра? Ответ: театр, условно названный Большим.
А Небольшой театр сегодня отмечает другой праздник - новоселье на проспекте КИМа. Актеры так намыкались возить декорации по разным уголкам и закоулкам, что сегодня бе­зумно рады найденному пристанищу - правому рукаву первого этажа бизнес-центра. Они не устают благодарить Комитет по культуре за то, что у них теперь есть где сложить декорации и есть где выступать. Они выходят на собственную сцену (13 ша­гов в глубину и 8 в ширину), а в зале удалось поставить целых шестьдесят стульев!
Между тем если проявить истинное новаторство во имя развития петербургского театрального дела, то именно НеБДТ должен был бы выступать на сцене рос­кошного театра на Фонтанке. Без всякой боли актеры БДТ - ученики Товстоногова слились бы с учениками ученика Товстоногова. И репертуар наверняка не вызвал бы недоумений. Зритель откликнулся бы на такую модернизацию со всей душой и вернулся бы посмотреть классику - обновленную, но не измордованную.
С другой стороны, неплохо почувствуют себя на проспекте КИМа и адепты Павленского. Там обширный задний двор. Есть где развернуться - проводить уличные акции, неформальные театральные мероприятия, да хоть покрышки жечь! А шестьдесят мест в зале вполне достаточно для дискуссий о «скрюченной» России.

Виктор ИВАНЦОВ

12.10.2015