Эх, прокачу?
Зеленоглазое, вези!
Многие петербургские таксисты работают по несколько суток подряд, становясь потенциальными убийцами за рулем
(Продолжение. Начало в номере от 10 августа)
В прошлом номере «Смены» мы начали разговор о таксомоторном мирке Санкт-Петербурга, где царствуют хаос, где не действуют российские законы, где практически броуновское движение автомобилей с шашечками и без шашечек преподносится как некая конкуренция между компаниями. Но какой бы службой такси вы ни пользовались, в конечном итоге комфорт и безопасность поездки зависит от конкретно приехавшего автомобиля и его водителя. Ведь и на «Лексусе» можно, извиняюсь, не доехать.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Езда без тормозов
Второй части сменовского расследования о такси могло и не быть. Только приступив к ее написанию, я как раз был вынужден воспользоваться услугами такси. Вызвал «ТаксовикоФ». Приехала не брендированная машина. Путь лежал - на проспект Обуховской Обороны. И все было замечательно до тех пор, пока мы чуть не впилились в ехавшую на нас машину прямо в лоб. Вины моего водителя, по всей видимости, не было - отказали тормоза. В последнюю секунду он успел вывернуть в сторону. Не успел бы - и пиши пропало наше расследование… О том, как должна быть организована работ в службе такси, знают все, кто смотрел старые добрые советские фильмы. Автопарк. Механики. Предрейсовый осмотр. И так далее. А о каком осмотре может идти речь, если большинство фирм такси привлекают для обслуживания клиентов водителей со своими автомобилями?! За клиентом может приехать машина даже с испорченными тормозами. По сути, таксисты становятся потенциальными убийцами.Понятно, что водители - не враги себе и пассажирам. Техническая неисправность может возникнуть в любой момент. Только в службе такси, ответственной за перевозку людей, должны, по идее, следить за состоянием автомобилей. При действующей же системе это невозможно даже теоретически. Кстати, и брендированные машины - не гарантия безопасности. Как рассказывали мне таксисты, причем работающие в разных компаниях, этот самый предрейсовый осмотр ограничивается росчерком пера. Пустая формальность. Сами же брендированные машины в одной фирме чаще всего одной марки. И все они находятся на гарантийном обслуживании у дилера. При этом никто не прибегает каждое утро - смотреть, все ли в порядке с машинами. Вот и получается, что каждая без исключения поездка в такси - это риск для жизни!
По двое суток без сна
А ведь еще есть и человеческий фактор… Причем профессионализм водителей как-то сразу отходит на второй план, когда узнаешь столь страшные вещи. Знаете, по какому графику трудятся таксисты? Представьте себе, многие работают сутками! То есть, человек находится за рулем 24 часа. В каком он состоянии в конце рабочего дня, то есть, в конце рабочих суток? Есть профессии, где суточная работа допустима. Например, охранники в большинстве своем сутками и сидят. Но даже они по ночам позволяют себе покемарить пару часов. Все-таки человеческий организм не рассчитан на такие нагрузки. Во многих заведениях сутками обслуживают клиентов официанты. Это плохо, но все-таки не смертельно. Ну, задремлет официантка на работе - в худшем случае вам не принесут шашлык. Или сонная официантка прольет на платье кофе. Потом отстираете современными чистящими средствами. А вот если таксист заснет за рулем, то ваша поездка может оказаться последней в жизни!
Но оказывается, и работа сутками - не предел «счастья»…
- У меня график совсем тяжелый - по двое суток подряд, рассказал корреспонденту «Смены» таксист, работающий в службе «063» и попросивший не называть его имя. - Для нормального человека не спать столько просто нереально. Порой едешь - и дорогу уже не видишь. Нам разрешают поспать между сутками только четыре часа. Больше - никак. Мол, работать некому. Я просил изменить мне график, но не договорился. Брошу это дело. Здоровье дороже. Да и опасно так работать. Ко всему прочему зарплата все равно выходит совсем небольшая. Ради 40-50 тысяч уничтожать себя, а, может, и других?! Нет, спасибо… На самом деле, как удалось выяснить «Смене», никто в том же «063» не заставляет водителей пахать по двое суток. Таксист, который меня вез, немножко приврал. Можно выбрать удобный график. И по 12 часов работать, и сутками, и по двое суток. Просто этот товарищ выбрал наиболее выгодный для себя вариант, чтобы больше заработать. Но проблема заключается в том, что такая возможность - сидеть за рулем по 48 часов - действительно существует. И еще неизвестно, что хуже - ехать без тормозов или со спящим водителем?! Поездка на такси невероятно опасна. Намного опаснее, чем даже в маршрутке.
Сколько в Питере мостов?
Кто вообще все эти люди, которых принимают на работу в такси? Ответ простой - кто угодно. Причем даже если забыть о бирже такси (о ней мы подробно рассказали в предыдущем номере «Смены»), ответ точно такой же - кто угодно! Да, при поступлении на работу водители проходят собеседование, анкетирование, порой даже сдают экзамен… Но с учетом того, что таксистов во всех фирмах не хватает, а потому требуются все новые и новые водители, отбор как таковой отсутствует. Это как при поступлении в вуз. Одно дело, когда абитуриент ждет результатов зачисления при конкурсе десять человек на место, и совсем другое, когда на десять мест - один желающий. Конечно, во всех службах такси, куда обратился за комментариями корреспондент «Смены», говорили, что все совсем не так, а как раз наоборот: «жесткие критерии отбора», «кого попало - не берем», «всех кандидатов проверяем на знание города». А как обстоят дела в действительности? Давайте предоставим слово самим таксистам.
- Когда я устраивался на работу в «Такси «Везет», то заполнил какую-то анкету, - говорит водитель по имени Владимир. - Вопросы уже не помню. Но эту анкету даже никто не смотрел. У меня был определенный стаж работы в такси. Приняли на работу сразу. - При приеме на работу в «ТаксовичкоФ» водители проходят тест, - рассказал корреспонденту «Смены» Дмитрий, недавно устроившийся на работу в эту компанию.
- Вопросы там примерно такие. «Какие мосты Санкт-Петербурга вы знаете?» «Сколько улиц пересекают Большой проспект Петроградской стороны?»
Важные вопросы. Конечно, очень полезно знать, сколько улиц какие проспекты пересекают. Но реально определить, знает ли водитель Петербург, можно только одним способом - прокатиться вместе с ним по городу! Примерно как при сдаче экзамена в ГИБДД. А так, по сведениям «Смены», не поступают ни в одной из таксомоторных фирм. Потому большинство таксистов полагаются на навигатор.
Месяц за рулем - и в такси!
Сказки о том, что навигатор нужен таксистам только для того, чтобы определить, где находится нужный дом на подъезде к конечному адресу, рассказывали корреспонденту «Смены» во всех службах такси. Да, остались еще в Петербурге матерые водилы, знающие город как свои пять пальцев. Но они уже давно растворились в общей серой массе совершенно случайных в этой профессии людей, которые не то что Петербурга не знают, а вообще почти не сидели за рулем. Да, в службу такси не возьмут работать малолетку. Но не беда: он зарегистрируется на бирже такси - и вперед!
Однажды меня вез парень 23 лет от роду. Формально у него был пятилетний стаж за рулем. Но он вел машину столь ужасно, что мне стало страшно. Спросил, его, давно ли он за рулем. Оказывается, получил права пять лет назад, а водит всего первый месяц. Мало того, что ездить не умеет, так еще и не знает, куда ехать. А навигатор… Тот, как водится, врал.
«Я не знаю, куда ехать»
Навигатор может быть помощником водителя, но не должен, извиняюсь, его подменять. Как-то один таксист в беседе со мной с гордостью сказал, что не знает Петербурга. Мол, зачем забивать себе голову всякой ерундой? Ведь есть навигатор, который отвезет туда, куда надо. Один такой всезнающий навигатор вез меня 1 января этого года с Богатырского проспекта в ТРК «Питерлэнд» на Приморском проспекте. Ехали с подругой в кино. Но навигатор сперва отвез нас за город, потом вернул в город. Мы постоянно спрашивали у водителя, почему мы так едем. Тот лишь повторял, что нас везет не он, а навигатор. В итоге за 1 час 15 минут по пустому городу привез в конечный пункт назначения. Только мы опоздали на сеанс и в кино не пошли. Кстати, платить за поездку я отказался…
Самый же трагикомический случай произошел со мной примерно год назад. Ехал на «Петербургском такси». Только сел в машину - и у водителя перестал работать навигатор. Вообще. И водитель мне говорит:
- Вы мне скажете, как ехать? А то навигатор не работает, а я не знаю дороги.
- А я тоже не знаю. Выйдите - поспрашивайте у прохожих, - пошутил я.
Ну а буквально несколько недель назад вез меня на «063» один товарищ, который даже по навигатору не смог сориентироваться, куда ехать. Тот показывал, что, мол, прямо, а водитель повернул на мост Александра Невского. И увез нас с «моего» берега Невы на другой.
- Я всего неделю в Петербурге, - оправдывался потом водитель. - Города еще не знаю. Но работать-то надо.
Можно ли брать на работу в такси человека, который живет в Петербурге лишь неделю?! Не риторический же вопрос…
А можно ли в Петербурге ездить на такси? Это уже риторический вопрос!
Максим ТАЛАНОВ
(Окончание в следующем номере. В третьей части мы расскажем о том, как обманывают клиентов петербургские таксисты)
Как быть?
«Биржу» - запретить, машины - проверять, водителей - отбирать!
Какие законы необходимо принять, чтобы нормализовать работу такси
За последнее время в разных регионах нашей страны произошло сразу несколько страшных трагедий при перевозках пассажиров. Десятки людей погибли в разбившихся автобусах. Аварии, в которые попадают такси, на этом фоне просто оказываются незаметными.
Президент Владимир Путин недавно дал четкие ориентиры - необходимо ужесточить законы, регламентирующие работу пассажирского транспорта. «Смена» решила составить список предложений, которые жизненно необходимо закрепить в тех разделах предполагаемых законов, которые имеют отношение к такси.
- В России должны работать только специализированные службы такси, имеющие свой штат сотрудников. Биржу такси необходимо запретить.
- Должен быть жесткий контроль исполнения уже существующих законов. В частности, необходимо решительно наказывать службы такси, пользующиеся автомобилями без фонарей и шашечек. Все без исключения автомобили должны быть брендированные. За нарушение данного пункта нужно отбирать лицензии.
- Каждая таксомоторная компания должна иметь свой парк автомобилей. И не должна иметь права передавать свои заказы другим компаниям. За исключением компаний-партнеров.
- Каждый автомобиль, входящий в таксомоторный парк компании, должен проверяться на исправность механиками перед каждым выходом в рейс ежесуточно.
- Водительский стаж таксиста на момент приема на работу не может составлять менее семи лет.
- При приеме на работу водитель такси обязан сдать специальный, дополнительный экзамен на знание города. Такой экзамен предлагается сдавать не в службе такси, а в ГИБДД.
- При приеме на работу таксист обязан сдать экзамен по разговорному русскому языку.
- В Правилах внутреннего распорядка служб такси должно быть указано, что водитель имеет право пользоваться навигатором только для проезда по пробкам и для поиска нужного дома при подъезде к конечному адресу.
- Водители такси не имеют права работать больше, чем по 12 часов в сутки.
- В случае опоздания такси больше, чем на пятнадцать минут, поездка пассажира должна быть бесплатной во всех службах.
А как у них?
В Сан-Франциско возят по синусоиде
«У них» порой бывает еще все хуже, чем у нас! Причем как на диком Западе, так и на не менее диком Востоке.
Вполне себе дикие таксисты, скажем, в Тунисе. На любом курорте каждый второй, если не каждый первый таксист специально повезет вас в объезд, чтобы содрать по счетчику как можно больше. Однажды я даже требовал от водителя изменить маршрут, зная правильный. Тот, конечно же, сделал вид, будто меня не понимает. В конце концов я просто заплатил не по счетчику, а столько, сколько положено за поездку по оптимальному пути. Тот гнусно ругался, но я был непреклонен.
А один очень вежливый английский таксист повез меня из лондонского аэропорта в отель. Но отеля не нашел. И вернул меня обратно в аэропорт.
Но, конечно же, больше всех запомнится мне американский таксист из Сан-Франциско. Хотя американским назвать этого китайца, вообще не говорящего по-английски, было сложно. Адрес он смог только прочитать. А вел машину по синусоиде. Попросту не умел водить. При помощи навигатора он довез меня за полтора часа, хотя обратно, помню, ехал сорок минут. Было страшно. Сейчас же страшно думать о том, что в родном Петербурге таксомоторные дела порой обстоят примерно так же, как в Сан-Франциско…