Громкая тема

Либералы защищают храм от Церкви

«Яблочники» предложили решить судьбу Исаакиевского собора на референдуме. Чем это может обернуться?

После того как петербургская епархия Русской православной церкви подала заявку на передачу ей в собственность Исаакиевского собора, либеральная общественность Петербурга, чьи силы еще недавно были брошены на то, чтобы воспрепятствовать строительству храма в парке «Малиновка» на Ржевке, вмиг переключилась на защиту «от посягательств верующих» нового объекта. И снова борьбу за Исаакий возглавили те же люди из партии «Яблоко» - Борис Вишневский и Александр Кобринский. Они, похоже, взяли на себя функцию главных борцов «с ненавистной РПЦ».


Никто не спорит, что вопрос о дальнейшей судьбе Исаакиевского собора очень сложный и требует весьма тщательной проработки. В связи с возможной передачей его Церкви возникает немало проблем. На какие деньги он будет содержаться и реставрироваться, если церковь, как и обещает, сделает вход в собор бесплатным? Должно ли будет государство участвовать в этом процессе? Как будет организовано посещение собора большими группами экскурсантов, среди которых немало иностранных туристов? Все это вопросы должны решить между собой чиновники и священнослужители, прежде чем передача храма состоится. Это процесс долгий.Но питерские либералы сразу попытались поднять волну народного возмущения и, толком не разобравшись в сути вопроса, уже собирают подписи против «православного рейдерства» и даже хотят инициировать по этому поводу референдум. Он обойдется налогоплательщикам в несколько десятков миллионов рублей. Но Вишневского и Кобринского это не останавливает.Заметим, что за всю историю в нашем городе состоялся всего лишь один референдум - он прошел в 1991 году и касался переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. После этого было порядка двадцати попыток организовать разного рода референдумы. В том числе пять касались строительства «Охта-Центра», с которым много лет подряд боролись все те же «яблочники». Но эти попытки не увенчались успехом - вопрос каждый раз признавался не соответствующим законодательству. В случае с Исаакиевским собором ситуация будет ровно такая же: законодательством четко определено, что культовые здания и сооружения должны возвращаться религиозным организациям по их требованию. И поэтому Русская православная церковь может претендовать на Исаакиевский собор. Но может быть, «яблочников» больше волнует не защита конкретного памятника архитектуры, а возможность настроить горожан против церкви?

Юлия ФРОЛОВА

Гайд-парк

Вопросы веры не решаются голосованием

Свое отношение к инициативе по проведению референдума о судьбе Исаакиевского собора в интервью «Смене» высказали люди, представляющие православную общественность Петербурга, - те, чей голос либералы упорно не хотят слышать.

Виталий МИЛОНОВ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:«Референдум нужен. Но другой - о национал-предателях»- С одной стороны, граждане имеют полное право выносить тот или иной вопрос на референдум - этот постулат закреплен Конституцией. С другой стороны, лично мне непонятно, почему же Вишневский и прочие господа разбежались в стороны, когда я предлагал провести референдум по поводу строительства храма в парке «Малиновка»? Тогда они промолчали, а теперь сами выдвинули идею провести всеобщее голосование по Исаакию!Я в этой ситуации предлагаю одновременно с этим вынести на референдум еще один вопрос: хотят ли петербуржцы видеть во власти национал-предателей? Уверен, что большинство петербуржцев скажет «нет».Протестующие против передачи Исаакия Церкви не могут говорить от имени большинства горожан. По моему личному мнению, тот же Вишневский скорее представляет тех, кто живет в Лондоне, кто эмигрировал на Украину, чем петербуржцев. И если референдум с моим вопросом все-таки состоится, мы увидим, как горожане за шкирку, под зад ногой выкинут из города пятую колонну национал-предателей. И тогда пусть они едут куда хотят - в Латвию к шпротам, в Одессу к Саакашвили, к другим своим духовным отцам…Передавать или нет Исаакиевский собор Русской православной церкви - вопрос сложный. И он должен быть решен путем цивилизованного диалога, основанного на законе. Лично я - сторонник мягких вариантов и считаю, что храмы должны возвращаться церкви постепенно. С Исаакием ситуация неоднозначная, так как он никогда не был приходским храмом и строился за счет государственного бюджета. А вот тот же Спас на Крови был возведен на народную копейку - в честь царя-мученика, пострадавшего от подонков-террористов.В любом случае здесь необходима дискуссия, но как раз ее наши оппоненты и не хотят. Они хотят только референдума. Решать на референдуме вопросы веры - это прямой путь к межнациональной и межрелигиозной вражде. Ведь если мы начнем на референдуме решать, отдавать тот или иной храм, мечеть или синагогу верующим, то, например, мусульмане и буддисты России неизбежно окажутся в меньшинстве. Вопросы веры не должны разрешаться методом силового противостояния.

Анатолий АРТЮХ, руководитель петербургского отделения движения «Народный собор»:«Разве церковь должна доказывать очевидное?»- К идее решать дальнейшую судьбу Исаакиевского собора на референдуме я отношусь так же плохо, как и к другим идеям Бориса Вишневского и его компании. Их расчет понятен: использовать весь свой финансовый и информационный ресурс, чтобы силой продавить свою точку зрения. А с учетом того, что 90 процентов СМИ Петербурга привержены либеральной идеологии, вишневские верят в свою победу.Ясно, что Русская православная церковь не будет действовать их методами. Это было бы странно для нее - пытаться доказывать очевидное: что церковь должна принадлежать Церкви. Поэтому результаты референдума, если он состоится, вряд ли будут показательными.К сожалению, в последнее время наши либералы однозначно воспринимают в штыки любую инициативу, исходящую со стороны Русской православной церкви. Они постоянно голосят о том, будто верующие хотят что-то отнять у города: то воздух с комарами в парке «Малиновка», то «здания музеев» в центре Петербурга. Но это, конечно же, не так: силой забирать никто ничего не собирается. Людям не объясняют, что если тот же Исаакий вернется в лоно Русской православной церкви, то он от них никуда не денется - наоборот, станет более доступным. Сейчас для входа в собор надо покупать билет, а на церковную службу, как известно, вход открыт для всех и при этом совершенно бесплатно. Человек сможет бесплатно туда войти - а там, глядишь, не только произведениями искусства полюбуется, но и свечку поставит, и Богу помолится.В любом случае судьба Исаакиевского собора не решится за один день. Во влас­ти тоже, как мы знаем, разные люди. Но то, что наш губернатор - человек верующий, дает надежду на то, что он примет правильное решение. 

Подготовила Ольга РЯБИНИНА

12.10.2015