Скандал

Кто стоит за велосипедизаторами?

Статья в «Смене» об активистах велодвижения вызвала истерику в либеральных кругах. Почему эти люди так разволновались?

(Окончание. Начало в номерах от 13 и 20 июля)


ЧАСТЬ третья
«Это официальное поручение велосоветнику»

Пока идет наш газетно-велосипедный сериал, события разворачиваются стремительно.Во-первых, вице-губернатор Игорь Албин, узнав из сменовской публикации о том, что его велосоветник Дарья Табачникова работала во Всемирном банке - международной компании со штаб-квартирой в Вашингтоне, на одном из совещаний в Смольном поручил ей поинтересоваться, не хочет ли этот самый банк проинвестировать велосипедную инфраструктуру Петербурга. «Не все же нам на это бюджетные деньги тратить!» - абсолютно справедливо заметил вице-губернатор. Дарья, немного помявшись, сказала, что поинтересуется. А Албин добавил: «Это официальное поручение велосоветнику, занесите, пожалуйста, в протокол». В общем, Табачникова теперь должна как-то вытрясти деньги на велодорожки у американцев - вот это будет шоу! «Смена» в связи с этим может только поаплодировать Албину: молодец, Игорь Николаевич!А во-вторых, на минувшей неделе Дарья Табачникова представила свой план действий. Один из главных пунктов - обмен опытом с московскими велосипедизаторами. Предлагается выделить средства на командировки чиновников туда и обратно и применить московские наработки на питерской земле.Что же это за бесценный московский опыт?

Кац

Главным велосипедизатором Москвы является известный оппозиционер Максим Кац. Детство он провел в Москве, а отрочество в Израиле. Первые деньги заработал на игре в покер, потом увлекся урбанизмом. В 2011 году прошел обучение у датского архитектора Яна Гейла - одного из столпов этого движения. Идеи Гейла одновременно просты и утопичны: убрать из городов машины и наполнить их велосипедами.«Автомобили должны перестать быть личным транспортом, - фантазировал Гейл в одном из интервью. - И города вернутся людям: в них снова будет приятно ходить пешком, гулять, ездить на велосипеде. Наступит расцвет общественного транспорта, особенно метро. И это будет по-настоящему интеллектуальная транспортная система, гораздо лучше сего­дняшней. Велосипеды станут частью этой системы».Вот с таким багажом знаний Кац вернулся в конце 2011 года в Москву и сразу же пошел на муниципальные выборы - разумеется, от партии «Яблоко». Он оказался практически единственным оппозиционером, выигравшим эти выборы. Паренька заметили. Он выступил на паре-тройке протестных митингов. Вошел в Координационный совет оппозиции, позже стал одним из руководителей избирательной кампании Алексея Навального на выборах мэра Москвы.Велодорожки стали идеей фикс Максима Каца. «Потому что в Европе все ездят по городам на велосипедах». Кац нашел понимание в мэрии Москвы, как и наша Табачникова - в Смольном. И - понеслось...

От велодорожек до Госдумы

То, что творится сейчас в Москве, москвичи называют адом. Перекопан весь центр города. Траншея на траншее. Это Комитет по транспорту Москвы сооружает велодорожки по лекалам Каца. Сужается проезжая часть, сужается тротуар, а между ними делают полосу для велосипедистов.Кац торжествует - и уже строит планы на будущее: он проводит в провинциальных городах семинары с претенциозным названием «От велодорожек до Госдумы». Москвичи возмущаются.«Центр Москвы перерыт! - пишет знаменитый сатирик Михаил Задорнов. - Как мэру пришло это в голову - сделать тротуары внутри Малого кольца для велосипедистов?! Он знает, что в Москве холодная, не велосипедная погода в течение минимум 7 - 8 месяцев в году? Допускаю, что не знает. Но неужели из окружения никто не подсказал? Забирают часть мостовых, часть тротуаров… Причем по правилам пешеходы не имеют права ходить по велосипедным дорожкам, которые выложены брусчаткой красного цвета. Кто-нибудь видел в Москве столько велосипедистов, чтобы для них надо было делать специальные дорожки? Интересно, как эти тротуары послужат людям зимой? Ведь лед на тротуарах убрать очень тяжело. И как на велосипеде ездить по льду? Шипованную резину ставить?»«Как же вы достали сегодня всю Москву, безумные велосипедисты со своими железными конями! - не скрывает эмоций знаменитый писатель Сергей Лукьяненко. - Из-за вас перекрывали Садовое, из-за вас повсюду были пробки, вы носились по магистралям, выпучив глаза и семафоря руками. Городской бюджет тратится на безумные велодорожки, функционирующие треть года от силы и стоянки прокатных велосипедов. Как же вы достали! Велосипед - вокзал - Амстердам!»

Велосипед - вокзал - Амстердам

Сергей Лукьяненко четко сформулировал позицию москвичей. Да и петербуржцев - тоже. Не могут интересы большинства (пешеходов, шарахающихся от велонаездников, несущихся по тротуару, и автомобилистов) приноситься в жертву интересам меньшинства (а именно немногочисленных любителей погонять на велосипеде в центре огромного мегаполиса).Велосипедизаторы наверняка поспорят насчет немногочисленности. Но, господа, вы же сами недавно, буквально на днях, проводили исследование, считали велосипедистов на петербургских мостах. Какие данные вы получили? По Дворцовому мосту, например, за 4 часа проехало всего 60 велосипедистов. В погожий летний день - не зимой, заметьте. Это капля в море! Ради этих 60 человек надо строить велодорожки на Невском?Психологически очень даже объяснимо, почему Табачникова и ее общественное движение «Велосипедизация Санкт-Петербурга» так упорно лезут со своими велодорожками в центр города. Они просто не понимают, насколько огромен Петербург. Потому что для значительной части велосипедизаторов это не родной город.Одна из главных активисток движения не так давно приехала в Петербург из Калининграда (население - 453 тысячи человек), другая - из Вологды (319 тысяч). В пример они всегда приводят Амстердам (802 тысячи) и Копенгаген (569 тысяч). По сравнению с пятимиллионным Петербургом это крохотные города. Замечательные, красивые - но не мегаполисы.Конечно, прокатиться по центральной улице Вологды на велосипеде - одно удовольствие. Кто с этим спорит? Но Петербург все-таки не Вологда.

Не нужно изобретать велосипед

Что же тогда делать? Отказаться от грандиозного плана, предложенного велосипедизаторами? Забыть о строительстве велодорожек на много лет?Нет. Просто чиновникам Смольного надо вспомнить, что еще в 2012 году была ­утверждена абсолютно адекватная «Программа развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге». Ее разработка, между прочим, стоила бюджету 4 миллиона рублей.Отбросив прожекты «Велосипедизации Санкт-Петер­бурга» и «Красивого Петербурга», нужно просто выполнить эту программу. В соответствии с ней велодорожки должны быть проложены по следующим маршрутам:1. «Комендантский аэродром - Центр» (ст. м. «Комендантский проспект» - Финляндский вокзал).2. «Проспект Просвещения - Центр» (ст. м. «Проспект Просвещения» - ст. м. «Озерки» - Финляндский вокзал).3. «Гражданский проспект - Центр» (ст. м. «Гражданский проспект» - Финляндский вокзал).4. «Хасанская ул. - Центр» (Хасанская ул. - пр. Наставников - пр. Косыгина - Заневская пл.).5. «Купчино - Центр» (ст. м. «Международная» - Московский вокзал).6. «Московская пл. - Центр» (ст. м. «Московская» - Московский вокзал).7. «Проспект Луначарского» (пр. Луначарского от Выборгского ш. до ул. Руставели).8. «Ленинский проспект - Балтийский вокзал» (ст. м. «Ленинский проспект» - Балтийский вокзал).9. «Ленинский проспект» (Ленинский пр. от ул. Доблести до ст. м. «Московская»).10. «Пушкин - Колпино» (ж/д ст. Царское Село - ж/д ст. Колпино).11. «Кронштадт» (Цитадельское ш. - Кронштадтское ш. - Тулонская аллея).12. «Санкт-Петербург - Зеленогорск» (ст. м. «Старая Деревня» - ж/д ст. Сестрорецк - ж/д ст. Зеленогорск).13. «Санкт-Петербург - Ломоносов» (ст. м. «Ленинский проспект» - ст. м. «Проспект Ветеранов» - Петергофское шоссе - ж/д ст. Новый Петергоф - ж/д ст. Ораниенбаум).14. «Санкт-Петербург - ж/д ст. Павловск» (ст. м. «Московская» - Витебский пр. - пос. Шушары - ж/д ст. Царское Село - ж/д ст. Павловск).15. «Санкт-Петербург - Парголово» (ст. м. «Озерки» - Выборгское ш. - пос. Парголово).16. «Санкт-Петербург - Колпино» (ст. м. «Международная» - Софийская ул. - ж/д ст. Колпино).Кое-где по этим адресам велодорожки уже обустроены. Где-то их еще нет. Нужно реализовать программу до конца. В перспективе указанные веломаршруты могут стать популярными. А от безумной идеи строительства велодорожек на Невском надо просто отказаться. Это дорого, неудобно и почти никому не нужно.

Советник советнику рознь

И еще, на наш взгляд, городу нужен другой велосоветник. Не политизированный урбанист, коим является Дарья Табачникова, а профессиональный велосипедист, посвятивший изучению проблемы полжизни. Человек такой есть. Его зовут Илья Гуревич, он возглавляет клуб «ВелоПитер», самое массовое в нашем городе сообщество велосипедистов.Илья - автор нескольких книг о велосипеде и велосипедистах, участник и организатор многочисленных велопоходов и велопробегов. Его авторитет в велосреде непререкаем.А самое главное, у Гуревича и Табачниковой, как нам кажется, разный подход к вопросу соблюдения ПДД. Мы уже писали, что в своем интервью Дарья призналась, что не всегда соблюдает правила: «Я стараюсь этого не делать, но в тех местах, где езжу очень часто в течение нескольких лет и знаю, что это безопасно, - да, нарушаю».А вот - позиция Ильи Гуревича, высказанная им пару лет назад - тоже в одном из интервью:«Многие велосипедисты безнаказанно нарушают правила. У сотрудников полиции нет мотивации с ними работать: денег с них не возьмешь. Кто-то не знает правил, большинство знают и нарушают умышленно. За три года в три раза в нашем городе выросло количество велосипедистов, умерших в ДТП, количество пострадавших - вдвое. Необходимо прививать молодежи культуру вождения. У молодых есть бравада: «Мы будем ездить без шлемов», «Мы будем ездить как бог на душу положит». Нужно проводить определенную работу. Если наша цель - сделать велосипед популярным транспортом, именно транспортом, то и отношение к нему должно быть соответствующее».Разница налицо. Увидят ли ее, эту разницу, в Смольном?

Алексей НИКОЛАЕВ,
Светлана МИХАЙЛОВА

Страшная тайна

«ВелоЛГБТ». 

Они существуют!

Образно сравнив велосипедизаторов с гомосексуалистами, «Смена» оказалась недалека от истиныСколько стрел было выпущено в сторону «Смены» после публикации в номере от 29 июня статьи «Анархисты на двух колесах», в которой мы допустили провокационное сравнение двух меньшинств - велосипедизаторов, требующих отдельную полосу на Невском и угрожающих велопарадом, и гомосексуалистов, требующих особых прав и угрожающих «гей»-парадом! Сколько гадостей мы прочитали про нашу газету в Интернете!

И вот теперь, месяц спустя, оказалось, что «Смена» была совсем недалека от истины. В социальной сети «ВКонтакте» мы отыскали сообщество под названием «ВелоЛГБТ». В нем - около тысячи петербуржцев.На главной странице сообщества указано, что это «группа для геев, лесби и их друзей, которые любят хорошо провести время, катаясь на велосипедах! Мы организуем покатушки и велопоходы по Петербургу, по области, в другие города и регионы, по живописным местам, на природу - интересные маршруты вам гарантированы!»Далее - призыв: «Пожалуйста, приглашайте всех представителей ЛГБТ - ведь так мы сможем легче найти, с кем покататься».В сообществе «ВелоЛГБТ» - много известных имен. Например, в нем состоит член т. н. совета Российской ЛГБТ-сети Валерий Созаев. К нашему огромному удивлению, мы обнаружили в открытом списке участников этого сообщества Ольгу Мнишко - ближайшую соратницу Дарьи Табачниковой по общественному движению «Велосипедизация Санкт-Петербурга». Но может быть, она там просто работает под прикрытием?

12.10.2015