Иди и смотри

Семь нот кузнечной музыки

Кузнец Валерий Галкин, автор металлодекора многих петербургских зданий, раскрывает секреты художественной ковки

Можно ЛИ выковать счастье собственными руками? У кузнеца Валерия Галкина, оформившего металлодекором более сорока зданий в Петербурге, это получилось. «Когда я увидел раскаленный металл, то влюбился в него на всю жизнь», - говорит Валерий Николаевич. К 60-летию мастера в Комендантском доме Петропавловской крепости была открыта удивительная выставка. Это своеобразный отчет о проделанной за предыдущие годы работе. А для зрителей - возможность удивиться тому, как грубое и твердое железо преображается в ажурные решетки, тонкие детали козырьков, фонарей, фигуры людей и животных. Укрощенный металл становится живым - трогательным и смешным, изящным и нежным. Огонь, молот и талант мастера делают невозможное - вдыхают в мертвое железо душу. Вместе со своими коллегами и учениками Валерий Галкин возрождает искусство художественной ковки, более полувека пребывавшее в полном забвении.

Бородатый мужик с молотом в руке

В представлении обывателей кузнец - это угрюмый бородатый мужик с молотом, который, обливаясь потом, подковывает лошадей. Валерий Галкин только внешне соответствует этому образу - большой, с бородой, говорит басом. Но - интеллигентен, образован, с хорошим чувством юмора и радостной искринкой в глазах.- Вопреки штампам, кузнецы - эрудированные люди с тонкой душевной организацией, к тому же философы, ведь ковка металла - очень тонкий процесс. А еще мы хорошо поем песни, защищаем женщин и детей и очень любим свою профессию. А борода, - смеется Валерий Николаевич, - это не только имиджевая деталь - она защищает нас от летящих искр.Валерий Галкин - известный в городе художник. В день своего юбилея он выглядит беспредельно счастливым.- Я счастлив потому, что кузнечное искусство вновь стали признавать. Открыли мою выставку, такой ажиотаж вокруг, люди звонят, интересуются, особенно ценны признание и поздравление коллег. А ведь кузнечное дело было почти забыто. После революции пролетариат отвергнул все «барские изыски», его идеалом стал конструктивизм и аскетизм. Поэтому в течение семидесяти лет художественная ковка была предана забвению, были утрачены традиции, исчезли кузнецы и кузнечные школы.Петр Первый создал предпосылки для развития кузнечного ремесла, которое постепенно перешло в искусство. Оно приобрело свои эстетические формы. Мастера художественной ковки помогали архитекторам создавать дворцы и усадьбы, украшая их металлическими деталями. Менялся архитектурный стиль города, за барокко пришел классицизм, его вытеснил ампир, затем модерн. Без кузнецов не строилось ни одно здание.- Дом без металлодекора - как генерал в бане, - говорит художник. - Но металлодекор - это не только эстетика. Все эти решетки, флюгеры, козырьки обеспечивают защиту от дождя, снега, посторонних глаз.

«К семи утра чтобы духа твоего здесь не было»

Первопроходцем в возрождении кузнечного искусства  стал архитектор Всеволод Смирнов. В 1975 году он поехал в Псков реставрировать церковь и обнаружил  там элементы металлического декора. Нашел местного жителя, который когда-то занимался кузнечным делом, и стал по крупицам собирать и возрождать забытое искусство. До конца дней остался верен новой профессии.В то время Валерий Галкин был уже известным ювелиром, работал с янтарем и золотом, имел много заказчиков. Но, увидев горячий металл, решил заняться украшением города.Поскольку учиться было не у кого, осваивал профессию «на ощупь». Первые авторские эскизы и проекты негде было реализовывать. Молодого художника с бородой и непонятными запросами нигде не понимали.- Я пришел на завод «Адмиралтейские верфи» в надежде, что мне разрешат работать в кузнице. Но мне сказали: «Здесь люди делают план, а ты своими кренделями нам все показатели испортишь!» Долго уговаривал руководство, решился на последний шаг - купил бутылку коньяка, на которую ушла половина моей тогдашней зарплаты. И к моему счастью, именно это помогло. Мне разрешили работать по ночам с двух до семи. И было поставлено условие, чтобы к приходу рабочих в цехе даже духа моего не было. За это время я очень много успел сделать.Когда металл становится белым
В начале восьмидесятых оттачивалась кузнечная техника, начали возрождаться школы. В Мухинском училище появилось отделение художественной обработки металла. Сегодня здесь преподают не только кузнечное дело, но и ювелирное искусство, литье, гравюру. Появились новые технологии, но суть не изменилась. Как в музыкальной грамоте есть семь нот, так и в кузнечном искусстве семь приемов работы, которые позволяют из куска металла выковать деталь или задуманный образ. Валерий Николаевич раскрывает секреты кузнечной музыки:- Первый прием - вытяжка, когда из толстого куска металла получается более тонкий. Второй - высадка. Здесь, наоборот, надо ударить по металлу и сплющить его так, чтобы получился более толстый. Третий - торсирование, при котором металлический стержень закручивается в спираль. Четвертый прием - прошивка. Чтобы сделать отверстие, холодным металлическим поршнем протыкают горячий металл. Один из самых великолепных и сложных приемов - кузнечная сварка. Металл нагревается до температуры 1300 градусов и становится почти белым - на грани возгорания. Ударом молота соединяют два разгоряченных и зачищенных куска металла и получается единое целое, в котором не найти ни одного шва. Рубка - шестой прием. Специальными зубилами отсекают части металла, создавая декоративный элемент. И последний, седьмой прием - клепка, при которой части соединяют между собой.

Идея должна на долю секунды опережать руку

Во время ковки настоящий кузнец становится четвертой стихией, составляя одно целое с огнем, водой и раскаленным металлом. Только тогда рождается произведение искусства. Под воздействием высоких температур металл делается податливым, как пластилин, но идея должна на долю секунды опережать руку. Потому что необдуманный удар разрушает форму, которую обратно уже не вернуть. Это процесс необратимый.Валерий Галкин проводит мастер-класс. Имея за плечами огромный опыт выковывания разнообразных деталей, он на глазах изумленной публики импровизирует. Гнет, вытягивает, завивает, лепит - создает живой образ, который на глазах застывает навечно.Чтобы получилась не просто техническая деталь, а образец искусства, кузнец должен знать стилистику и историю искусств, а также слесарное и токарное дело, чеканку, уметь рисовать. К тому же у кузнеца должно быть хорошее здоровье. Валерий Галкин рассказывает, что в молодости работал по 18 часов, до изнеможения, пока не оставляли силы.- У меня все руки были в ожогах, потому что я забывал надевать перчатки. Хотелось добиться совершенства. Я ходил по городу, восхищаясь образцами художественной ковки прошлых столетий. Однажды остановился возле Летнего сада, у решетки Фельтена, и стал проверять свой глазомер - посмотрю, определю, а потом измеряю рулеткой толщину детали. А это заметил дежуривший в Летнем саду милиционер. К счастью, обошлось без эксцессов. Когда он узнал, что я кузнец, то козырнул и отпустил меня.

«Ненавижу слово «тендер»

В доперестроечные времена появились государственные заказы. Валерий Галкин, как мы уже упоминали, создал металлический декор более чем для сорока объектов Петербурга. Его козырьки, балконы, фонари украшают классические здания на улицах Белинского и Караванной, Дворец молодежи, фасад Малого драматического театра. Кроме этого, художник много занимался реставрацией металлического убранства старинных зданий и церквей.- Мне ближе по духу модерн, - говорит Валерий Николаевич, - но получилось так, что я больше работал в классическом стиле, получился такой модернизированный классицизм. Ведь классика - это более рациональный стиль, он просчитывается, идет как бы от ума, а модерн - больше от эмоций. Хотя четкая динамика и пропорции нужны везде.Даже в лихие девяностые, когда закрывались предприятия и заводы, росла армия безработных и народ выживал кто как может, у кузнецов, как ни странно, были заказы, в том числе государственные. Проводились конкурсы на реставрацию металлодекора зданий, в которых побеждал не тот, кто может сделать дешевле, а тот, кто лучше и талантливее.- Я не признаю слово «тендер», я его ненавижу. Сейчас ставка делается на экономичность, поэтому появляется уродство, на которое стыдно смотреть. Я долго и неустанно говорю об этом чиновникам от искусства. Нельзя в городе-музее, таком как Петербург, реставрировать классику как попало и тем более создавать что-то новое вразрез с его духом и архитектурой.

Счастливый человек

Галкина радует, что интерес к художественной ковке растет у молодежи. В «Муху» приходят учиться молодые люди, у которых совершенно иной, свежий взгляд на жизнь, более свободный и «космический».- То, чего мы достигали к 35 годам, они уже умеют в 20 лет, - говорит Валерий Николаевич. - Потому что у них огромные возможности, хорошая учебная база. При этом они талантливы и умны. А девушки у нас свободно куют оружие, тяжеленные мечи. Я постоянно учусь у своих учеников, причем не только отношению к творчеству, но и открытости, доб­рому взгляду, умным речам. Мне с ними интересно.Интересно Галкину и со своими коллегами, которые пришли его поздравить и поддержать. На выставке в Комендантском доме также были представлены работы мастеров кузнечного дела Владимира Сохоневича, Игоря Андрюхина, Юрия Саркисяна, Владимира Демидова, Евгения Ершова, Владимира Маркова, Василия Воробьева, Александра Сушникова, Гамлета Айрапетяна.- А вообще, если честно, я не считаю себя кузнецом, я - художник, который последние 35 лет занимается художественной ковкой, - удивляет меня Валерий Николаевич. -  А настоящим кузнецом надо родиться. Это божий дар. Вот, например, Игорь Андрюхин - один из лучших современных кузнецов. К тому же такой же брутальный, как Микеланджело. А я просто очень люблю свою профессию, люблю приходить в кузницу, люблю создавать что-то из металла, поэтому я очень счастливый человек.

Нина БАШКИРОВА

12.10.2015