Черно-белое кино
«Станислав Сергеевич, вы в тренде!»
Вскоре выходит экранизация довлатовского «Компромисса»
Маститый режиссер Станислав Говорухин на завершившемся вчера в Сочи кинофестивале «Кинотавр» продемонстрировал свою новую работу - «Конец прекрасной эпохи». Это экранизация повести Сергея Довлатова «Компромисс», посвященной работе писателя в Эстонии в качестве журналиста в семидесятые годы.
Рекордное число молока
Произведение Довлатова представляет собой сборник случаев, когда автору приходилось идти на компромисс. Вот, например, какой текст принадлежит перу писателя:
«МОСКВА. КРЕМЛЬ. Л. И. БРЕЖНЕВУ. ТЕЛЕГРАММА. Дорогой и многоуважаемый Леонид Ильич! Хочу поделиться с Вами радостным событием. В истекшем году мне удалось достичь небывалых трудовых показателей. Я надоила с одной коровы рекордное число молока. И еще одно радостное событие произошло в моей жизни. Коммунисты нашей фермы дружно избрали меня своим членом! Обещаю Вам, Леонид Ильич, впредь трудиться с еще большим подъемом. ЛИНДА ПЕЙПС».
Помимо телеграмм в Кремль Сергей Довлатов, работая в газете «Советская Эстония», создавал еще очень и очень многое и в разных жанрах. Его ценили за то, что он «умеет живо писать о всякой ерунде».
Фантастически смешна история о том, как Довлатов искал «правильного» новорожденного к юбилейному дню: то попадался темнокожий, то родители отказывались называть ребенка старинным эстонским именем Лембит. А уж поездка на ферму к Линде Пейпс с фотографом Жбанковым - чистой воды комедия! Героиню, надоившую «рекордное число», они еще успели сфотографировать и опросить, но на снимок Линды вместе с коровой сил у журналистов уже не хватило. Жбанков, едва держась на ногах, говорит герою Довлатова: «У нас своих коров в редакции навалом, вырежу твою Линду и подклею», и они отправляются писать телеграмму Брежневу...
Лишь в некоторых комментариях самого Довлатова к очередному «компромиссу», как бы ни были они веселы и ни походили на анекдот, сквозит боль и горечь из-за своих уступок цензуре, редактуре да и просто самодурству вышестоящих чинов. В семидесятые это было типичное восприятие реальности думающим человеком - и в журналистике, и помимо нее.
Через три года «компромиссного» поведения Сергей Довлатов понял, что не сможет вписаться в систему, а если бы смог - перестал бы быть собой. В общем, не зря последние слова этой книги звучат так:
«Мой брат, у которого две судимости (одна - за непредумышленное убийство), часто говорит:
- Займись каким-нибудь полезным делом. Как тебе не стыдно?
- Тоже мне, учитель нашелся!
- Я всего лишь убил человека, - говорит мой брат, - и пытался сжечь его труп. А ты?!»
Черно-белое, но не документальное
Станислав Говорухин сделал «Конец прекрасной эпохи» черно-белым. Он не раз признавался, что предпочитает именно черно-белые фильмы, потому что к ним больше доверия, они воспринимаются как документальные. Однако отдельные нюансы документальности картину лишают.
Во-первых, действие перенесено из семидесятых в шестидесятые, а это многое меняет. Все-таки в шестидесятые Сергей Довлатов успешно работал в многотиражке «Кадры верфям» и даже читал свои рассказы в Ленинградском союзе писателей. Недовольства оттепелью не было, кризис наступил, когда грянули заморозки…
Во-вторых, смущает видение Говорухиным главных персонажей. Если Довлатов никогда не был красив, но всегда - заметен и впечатляющ (как говорится, мимо не пройдешь), то исполнитель главной роли в фильме обладает противоположными качествами.
Довлатов любил повторять, что за всю жизнь надевал галстук раз семь, из них в Союзе - не более трех. Красивый же актер практически постоянно аккуратно и к лицу одет, при галстуке и свежевыбрит, и поверить его герою, когда тот говорит, что «носков нет», - невозможно. Не вызывает особого доверия и подруга героя, которую играет звезда нынешних тусовок, отшлифованная по современной моде Светлана Ходченкова.
Однако огламуренность фактуры имеет свои плюсы. И это не ускользнуло от внимания Федора Бондарчука, который, как утверждают очевидцы, после просмотра прилюдно заявил: «Ну, Станислав Сергеевич, вы в тренде!» Прав ли многоопытный кинодеятель, станет ясно вскоре, когда «Конец прекрасной эпохи» появится в кинотеатрах.
Людмила АНДРЕЕВА