В добрый путь!

9,9 километра радости

Малая Октябрьская железная дорога открыла очередной летний сезон

В первый день лета открылась Малая Октябрьская железная дорога. На ее Южном участке прошел большой праздник, собравший маститых железнодорожников, молодых энтузиастов и любопытных пассажиров. Малая, или, как ее еще называют петербуржцы, Детская железная дорога начала свой 67-й летний сезон!

Новая старая бронедрезина
Малая ОЖД не так уж и мала: проектная длина главного пути составляет 9,9 километра. Больше только Забайкальская детская железная дорога - она длиннее на 600 метров. Зато наша может похвастаться еще и впечатляющим подвижным составом! Новинкой 2015 года стала бронедрезина - это очень необычная железнодорожная техника, использовавшаяся в годы Великой Отечественной войны. Она отлично отвечала задачам охраны железнодорожных путей, а иногда и выполняла самостоятельные боевые задачи. После войны бронедрезины активно эксплуатировались в местах, где, например, велась разработка торфа и для работ использовалась дорога с колеей шириной 750 миллиметров (как и на Малой ОЖД сегодня). Такие устройства до сих пор встречаются в старых железнодорожных депо, и начальник Октябрьской железной дороги Олег Валинский пообещал, что их будут искать и восстанавливать для того, чтобы они становились экспонатами Малой Октябрьской.
Бронедрезина, появившаяся на путях Южного участка, была сделана на базе электрической дрезины «Пионерка». Ее воссоздали мастер Александр Купцов и его коллеги из строительного цеха локомотивного депо Санкт-Петербург-Московский. Теперь бронедрезина войдет в транспортную семью нашей Детской железной дороги в качестве прадедушки. А самым юным представителем этой семьи можно считать тепловоз серии ТУ-10, созданный на Камбарском машиностроительном заводе в 2010 году. Этот тепловоз развивает скорость до 50 километров в час и имеет собственное имя - «Колибри». Многие пассажиры ласково называют его «маленьким Сапсанчиком».

Мальчики и девочки мечтают
Но главное богатство Малой Октябрьской железной дороги - это, конечно, дети. Серьезные ребята в красивой форме работают машинистами, проводниками, механиками - в общем, осваивают практически весь спектр железнодорожных профессий. Заниматься здесь могут школьники 5 - 9-х классов, курс обучения длится 4 года. Вся теория осваивается зимой - в учебных классах Дома культуры железнодорожников. Кстати, в этом году ребят ждет новоселье - в новом учебном сезоне они переедут в просторные кабинеты Северо-Западного центра корпоративного образования «РЖД-Лидер». Ну а пока что им предстоит долгожданная летняя практика - любимое время каждого юного железнодорожника!
Закончившие седьмой класс друзья Максим Гольцов и Никита Смирнов признаются, что пришли на Детскую железную дорогу из чисто мальчишеского любопытства: просто посмотреть, что как там устроено. А потом оказалось, что учиться и проходить практику очень интересно. Ребята считают, что здесь у них начинается настоящая взрослая жизнь: приходится сдавать профессиональные экзамены, общаться со специалистами железнодорожного дела и нести ответственность за принятые решения. И теперь они не представляют своего будущего без железной дороги: Максим мечтает стать машинистом, а Никита - инженером.
Девочек среди юных железнодорожников меньше, но они тоже есть. Например, восьмиклассница Полина Шентякова занимается здесь уже второй год - так она продолжает семейную династию!
- Мой папа - машинист, - говорит Полина. - А я выбрала другую профессию. В будущем поступлю в институт и обязательно стану инженером мостов!

Взрослый - тоже пассажир
Ну а самые маленькие посетители Малой ОЖД - пассажиры-дошкольники, пришедшие сюда с мамами и папами, - просто радуются существованию поездов, которые выглядят и ездят почти как настоящие! Впрочем, они ведь и есть настоящие - на них можно проехать от станции Молодежная, что у «большой» станции Купчино, до Царскосельской (у платформы 21 км). Существуют и планы по развитию Южной трассы Малой Октябрьской. Так, обсуждается возможность создания в Буферном парке, то есть по пути следования детских поездов, парка сказок им. Пушкина.
- Идея создания парка развлечений существовала с самого начала, - отмечает начальник Октябрьской железной дороги Олег Валинский. - Малая ОЖД интересна тем, что она проходит по насыпному полотну бывшей Царскосельской дороги, но, с другой стороны, с точки зрения посетителя, она может быть скучновата - просто в силу того, что она прямая и идет параллельно основной железнодорожной ветке. Какая-то изюминка, элементы шоу должны бы присутствовать. И если что-то такое появится, мы готовы сделать дополнительные промежуточные станции и разъезды, чтобы пассажиры могли выходить, проводить там определенное время и ехать дальше.
Кстати, Детская железная дорога вызывает интерес и у взрослых, в том числе и вполне практический: например, некоторые горожане предлагают сделать движение на ней круглогодичным. Так и работающие здесь ребята могут больше времени посвящать любимому делу, и город Пушкин получит дополнительную связь со станцией метро «Купчино». Это действительно могло бы быть довольно актуальным - например, во время дневного перерыва движения «взрослых» пригородных электричек.
- Теоретически это возможно, но есть два нюанса. - объясняет Олег Валинский. - Первый - это то, что вагоны не отапливаются - таковы особенности конструкции. Сумеем ли мы создать комфортные условия для пассажиров при температуре воздуха минус 17 - 20 градусов - это пока что для меня большой вопрос. То есть придется рассматривать вопрос о реконструкции вагонов. И второй нюанс - это очистка дороги от снега: вся техника рассчитана на расчистку широкой колеи. Это значит, что идея круглогодичной эксплуатации Малой Октябрьской железной дороги требует определенных технологических решений и финансовых вливаний, - хотя, в принципе, почему бы и нет? По крайней мере дети согласны!
И действительно, ребята готовы работать: так, за прошлое лето юные железнодорожники перевезли по двум трассам, Южной и Северной (она начинается в районе станции метро «Озерки»), 26 419 человек. И это еще не предел - посмотрим, какие цифры продемонстрирует новый сезон!

Софья ВЕЧТОМОВА


12.10.2015