Возвращение
Много шума из ничего?
Из Донецка в Петербург доставлен архив Стругацких
Рукописи писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких вернулись в Петербург. Двадцать лет они хранились в Донецке, у крупнейшей исследовательницы творчества братьев - Светланы Бондаренко.
Наследие Стругацких уместилось в сорока одной папке. В каждой - рукописи рассказов и романов, статьи, рисунки, издательские договоры... Два десятка лет Светлана Бондаренко по просьбе писателей разбирала этот архив, переводила машинописные страницы на электронные носители, готовила к публикации первые авторские варианты произведений. Исследовательница очищала рукописи не только от излишней редактуры, но и от цензурных искажений. Интересно, что Стругацкие иногда перед сдачей в издательство собственноручно перечеркивали абзацы и страницы, занимаясь самоцензурой. Все эти моменты Светлана Бондаренко учла и опубликовала ряд произведений в «очищенной» авторской редакции.Архив хранился у Бондаренко дома, близ Донецкого аэропорта. До начала боев за этот стратегический объект опасаться за судьбу литературного наследия Стругацких не приходилось. Однако в последние месяцы исследовательница не просто спасала архив - сама чудом оставалась в живых.Как только представилась возможность, петербургский Фонд братьев Стругацких организовал переезд архива в Петербург. Директор фонда, писатель Сергей Арно, рассказал корреспонденту «Смены», что в ближайшее время документы будут переданы правообладателю - сыну Бориса Стругацкого Андрею. - Наш фонд выражает огромную благодарность Светлане Бондаренко, - говорит Сергей Арно. - Она совершила гражданский подвиг, сохранив для всех нас это культурное наследие. Она ведь даже не выехала из Донецка, опасаясь за судьбу рукописей! Мы считаем, что Светлана заслуживает государственной награды.Однако наследник относится к происшедшему взвешенно. В своем блоге он, в частности, написал: «Повторяю в сто двадцать пятый раз: перемещение архива братьев Стругацких из Донецка в Петербург - сугубо частное дело, эти папки - личная собственность наследников, и бумаги попросту возвращаются туда, откуда были взяты для работы много лет назад. Много шума из ничего, ей-богу...»У Фонда братьев Стругацких есть план создания музея писателей-фантастов. Данному архиву наверняка нашлось бы там подобающее место. А рядом с ним могла бы находиться фотография Светланы Бондаренко, которая восприняла сохранение рукописей не как сугубо частное дело, а как свой гражданский долг.
Людмила АНДРЕЕВА