Путевые заметки

Пошли в гору!
Корреспондент «Смены»
испытал себя на Эльбрусе
Знаете ли вы, что на Эльбрусе кошка - лучший друг человека? Речь, конечно, не о милом, пушистом и мурлыкающем домашнем животном, а о важнейшем элементе снаряжения для альпинизма и горного туризма. Без этих металлических приспособлений на ботинки с острыми зубьями-«коготками» даже близко к вершине не подберешься. И тем более не спустишься.


Попытка № 2
Но одними кошками при восхождении на Эльбрус сыт не будешь. Прежде всего нужна хорошая физическая и техническая подготовка, а также грамотная акклиматизация. Ну и конечно же, благоприятная погода. Если год назад своенравный вулкан не пустил на самый верх не только корреспондента «Смены», но и самых-самых сильных спортсменов, то сейчас лучшие из лучших все же забрались на Западную вершину.
Мне же в солидной компании менее удачливых горовосходителей остается анализировать ситуацию, проделывать работу над ошибками и утешать себя мыслью, что отрицательный результат - тоже результат. Хотя, поверьте, попытка № 2 получилась даже более увлекательной и насыщенной событиями, чем предыдущая.


Куда же без романтики?
Отдых отдыху рознь. Кто-то считает верхом блаженства банальное валяние на пляже у моря, но есть и предпочитающие проводить свободное от работы время куда более энергично. В частности, путешествовать на своих двоих по живописным долинам, холмам и особенно высоким горам. Раз в год в начале мая сотни энергичных и подтянутых любителей горного туризма собираются в Приэльбрусье. И испытывают себя на прочность при восхождении на высшую точку Европы в рамках посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Седьмого международного фестиваля экстремальных видов спорта Red Fox Elbrus Race, организованного компанией Red Fox совместно с Федерацией альпинизма России. Заветная цель в виде Западной вершины Эльбруса (5642 метра над уровнем моря) манит не только опытных альпинистов, но и просто романтично настроенных искателей приключений и любителей здорового образа жизни.
Хотя в таком горовосхождении важен, поверьте, не только финал, но и сам процесс. Во время которого происходит очень серьезная, знаковая для обычного городского жителя инспекция, даже проверка с пристрастием, собственных внутренних резервов. Возможно, в одиночку испытывать себя на прочность было бы сложно, но в компании одержимых в хорошем смысле этого слова горами людей о столь привычном комфорте, мягких простынях и прочих тепличных условиях быстро забываешь. Изнеженность - излишество, несовместимое с высокими горами. И если тебя не устраивают эти суровые правила, можно просто остаться на равнине и смот­реть на Эльбрус с почтительного расстояния, снизу вверх.


Снега
хоть отбавляй
Впрочем, хватит сгущать краски - даже для тех, кто не готов отказаться от привычного комфорта, в Приэльбрусье найдется немало интересного. В частности, отличные возможности для катания на горных лыжах и сноуборде. Если в Петербурге в начале мая о снеге, понятное дело, все уже забыли, то на Эльбрусе и Чегете его хоть отбавляй.
В этом году снежный покров даже превзошел все ожидания любителей фрирайда, то есть внетрассового катания. Что неудивительно, температура воздуха даже на поляне Азау, у начала канатной дороги на Эльбрус, колебалась в районе нуля, не обошлось и без обильных снегопадов. Правда, в аэропорту Минеральных Вод в скорый переезд из лета в зиму верилось с большим трудом. Но по мере путешествия в горы, со стремительным набором высоты, жара довольно быстро сменилась весенней прохладой.
Обычно от Минвод до поляны Азау на машине или автобусе ехать порядка трех часов, но из-за пробок время в пути на сей раз увеличилось почти вдвое. Ничего, ожидание того стоило - виды Эльбруса (по-кабардино-балкарски - Минги-тау) завораживают, а свежий горный воздух просто чудесен. Но нельзя забывать, что даже на такой «детской» высоте, как в Азау, - 2350 метров над уровнем моря - в первые минуты и даже часы по приезде лучше не делать чересчур резких движений. Конечно, может, и обойдется, но зачем рисковать фальстартом? Лучше дать себе немного времени на акклиматизацию, выспаться с дороги в одной из многочисленных гостиниц. А затем со свежими силами бросаться в бой.


Вылазка
на Чегет
Кстати, буквально в часе ходьбы от поляны Азау расположена поляна Чегет, куда мы в компании коллег и отправились на следующий день по приезде. Там, у подножия, идет бойкая торговля сувенирами. Но нам, само собой, хотелось забраться повыше. Нет проблем - при помощи двукресельной канатной дороги желание быстро осуществилось. Ну хорошо, относительно быстро - «канатка», запущенная в эксплуатацию еще в 1969-м, феноменальной скоростью не отличалась.
Как известно, Чегет - Мекка российского фрирайда, поэтому по пути наверх на лесистых и заснеженных склонах горы можно было наблюдать за спусками горнолыжников и сноубордис-тов. Хотя во время катания и даже обычных прогулок в этих местах очень важно соблюдать осторожность - снежные лавины здесь не редкость, одна из них, пусть и небольшая, сошла прямо на наших глазах.
Вылазка на Чегет получилась любопытной, но непродолжительной - попили чаю и съели вкусный лагман в кафе «У Визбора», посвященном знаменитому советскому барду и большому любителю горных походов Юрию Визбору, насладились красивейшими видами и отправились обратно на Эльбрус. Что логично - высота Чегета «всего» 3769 метров, мы же хотели подняться над уровнем моря значительно, почти на пару километров, выше. И откладывать начало подготовки для осуществления этой амбициозной задачи не могли - времени и так было в обрез. До старта Скоростного восхождения на Западную вершину Эльбруса оставалось менее пяти дней…
Сергей ПОДУШКИН,
Эльбрус -
Санкт-Петербург
Фото из архива автора

(Продолжение -
в следующем номере «Смены»)

12.10.2015