эхо трагедии
«У нас летчик-самоубийца
не может оказаться за штурвалом»
Европе следует поучиться у России
системе предполетных медосмотров, считает Вадим Базыкин
Главной новостью минувшей недели стало крушение Airbus-320 во Французских Альпах. По данным следствия, второй пилот, воспользовавшись временной отлучкой капитана, заперся в кабине и намеренно направил вниз самолет, на борту которого находились еще 149 человек. Андреас Любитц был в депрессии, проходил лечение у психиатра, принимал сильнодействующие медикаменты и по правилам вообще не должен был оказаться за штурвалом самолета.
- Для всего международного авиационного сообщества происшедшее стало настоящим потрясением: просто не верится, что такое возможно, - заявил «Смене» известный петербургский летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. - Мы ждали любых версий катастрофы - все, что угодно, - кроме того, что пилот может оказаться сумасшедшим. К счастью, в России, как мне кажется, такого по определению не может произойти. У нас все пилоты проходят тщательное обследование у психолога и психиатра - человек с отклонениями не может быть допущен к полету. В Европе это почему-то оказалось возможно…
Как бы ни критиковалась российская система организации летной работы, во многом унаследованная от СССР, все-таки она у нас - на высоком уровне. Летчики проходят медосмотры перед каждым вылетом (такое правило действует в считаных странах мира!). А также - раз в полгода - полное медосвидетельствование.
- Кто-то считает медосмотры и медосвидетельствования пустой формальностью, но подобные случаи демонстрируют, что это не так, - продолжает Вадим Базыкин. - Пусть некоторые пилоты периодически жалуются: опять идти к психологу, отвечать на несколько сотен вопросов анкеты, тратить на это два-три часа - кому это нужно? Но это тестирование позволяет установить малейшие отклонения в психологическом состоянии человека. А с ними ни в одну приличную авиакомпанию пилота не возьмут! Европейские летчики до последнего времени кичились и гордились перед нами своей медкомиссией, или, скорее, практически ее отсутствием. Однако мой друг-пилот, имеющий возможность выбора, неожиданно для меня недавно стал проходить медкомиссию в России. На мой недоуменный вопрос «зачем?» он ответил: хочется иметь представление о реальном состоянии своего здоровья. За рубежом, как он объяснил, все записи врач делает со слов пациента.
После случившегося во Французских Альпах авиакомпании Европы стали спешно вводить новое «правило двух пилотов в кабине». Российские пилоты считают его маловыполнимым: кресел в кабине экипажа всего два, а при длительных перелетах, по 10 - 12 часов, просто нереально запретить летчикам выходить по нужде. Гораздо проще не допускать до штурвала идиотов.
Ольга
Рябинина