На колесах
Заложник коробки передач
Кризис в «Ред Булл» заметно снизил шансы
Даниила Квята превратиться в топ-пилота
Когда знаменитая команда «Ред Булл» объявила о подписании контракта с Даниилом Квятом, поклонники «Формулы-1» в нашей стране не скрывали своего восторга. Казалось, до подиумов и даже побед российскому пилоту-вундеркинду теперь рукой подать. Но в Мельбурне на стартовом Гран-при сезона выяснилось, что «Ред Булл» находится отнюдь не в чемпионской форме. А шокированные руководители «конюшни» даже грозятся все бросить и покинуть «Ф-1».
С мотором не повезло
На протяжении четырех сезонов, с 2010-го по 2013-й, «Ред Булл» доминировал в «Формуле-1». Пусть преимущество над конкурентами не всегда было подавляющим, но это не помешало команде завоевать четыре Кубка конструкторов и четыре чемпионских титула вместе с Себастьяном Феттелем. Понятно, что вклад молодого немецкого пилота в успехи весьма велик, но без превосходной машины он вряд ли мог бы добиться столь феноменальных результатов. Поэтому в «Ред Булл» особо и не скрывали - победной поступью они обязаны прежде всего не гонщикам, а техническому гению Эдриану Ньюи.
В современной «Ф-1» талант Ньюи, безусловно, оценили по заслугам - конструктор зарабатывает огромные, на уровне топ-пилотов, деньги. Именно Ньюи в свое время приложил руку к победам «Уильямса» и «Макларена», а около десяти лет назад перебрался в «Ред Булл». И быстро превратил эту команду в законодателя мод «Ф-1».
Вот только в последнее время проявлять свою гениальность в полной мере у Ньюи не получалось. Регламент стал куда жестче, к тому же «Ред Булл» получил от своих партнеров удар в самое сердце - двигатели «Рено» еще в прошлом году заметно уступали моторам «Мерседеса». Хотя даже это не помешало команде занять второе место в Кубке конструкторов и одержать три победы.
В «Ред Булл» надеялись, что в нынешнем году мотористы из «Рено» сумеют подтянуться, а гений Ньюи обеспечит возвращение на лидирующие позиции. Увы, реальность оказалась куда печальнее - в межсезонье стало понятно, что доработка двигателя «Рено» провалилась. К тому же мотор еще и постоянно ломался и продолжает ломаться, что вскоре может привести к солидным штрафам в виде позиций на стартовой решетке. На Гран-при Австралии один из пилотов команды, Даниэль Риккардо, занял только шестое место - в круге от победителя Льюиса Хэмильтона, а машина Даниила Квята пришла в негодность еще до старта. Правда, не из-за мотора, а из-за отказа коробки передач, но разве от этого легче?
Надежда на Берни?
Очевидно, на данный момент «Ред Булл» уступает не только «Мерседесу», но и «Уильямсу», «Феррари» и даже недавнему аутсайдеру «Зауберу». Обычно тактичный руководитель «конюшни» Кристиан Хорнер обрушился с резкой критикой как на «Рено», так и на «Мерседес». Мол, «Рено» не умеет делать нормальные двигатели, а подавляющее преимущество «Мерседеса» сильно вредит «Ф?1». Неформальный босс программы «Ред Булл» Хельмут Марко пошел еще дальше и прозрачно намекнул, что, если ничего не изменится в лучшую сторону, команда вообще может покинуть «Формулу-1». Поддержал претензии «Ред Булл» и фактический владелец «королевы автоспорта» Берни Экклстоун, призвавший искусственно придержать «Мерседесы» во имя интересов «Ф-1». А Берни ничего не говорит просто так. В общем, началась большая политическая игра.
Квяту в такой ситуации остается только посочувствовать. Но паниковать не стоит - реакция «Ред Булл» свидетельствует об огромном желании команды не мириться с происходящим, а реабилитироваться как можно быстрее. В «Рено» после критики пообещали оперативно доработать мотор. К тому же в ближайшее время на болидах может появиться новый, более короткий носовой обтекатель, который должен дать прибавку в скорости около секунды. Поэтому при оптимистичном сценарии развития событий «Ред Булл» через несколько недель вернется к борьбе за подиумы. А если вдруг чиновники Международной федерации автоспорта во имя интриги действительно решатся вставить «Мерседесу» палки в колеса, то и шансы на победы у Квята появятся. В том числе и на октябрьском Гран-при России в Сочи.
Сергей ПОДУШКИН