С ветерком
Сколько стоит прокатиться на мопеде?
Получить водительское удостоверение дороже, чем ездить без него
Как известно, ближе к лету автомобилей, разъезжающих по питерским просторам, становится чуточку меньше - многие отправляются в отпуска, на курорты или на дачи. Но в то же время по весне на улицах и во дворах появляются двухколесные транспортные средства - мопеды. Для молодых людей большого города, любящих прокатиться с ветерком, есть всего четыре месяца в году для проведения подобного досуга. Максимум - пять месяцев, если сильно повезет с погодой. По снегу и грязи так не погоняешь. Но помимо погодных препятствий теперь появилось еще одно - необходимо получать водительские права категории «А».
Три месяца счастья
Если строго следовать букве закона, то для управления мопедом достаточно прав категории «А1». Но есть загвоздка: для допуска к экзамену на «А1» сперва нужно пройти соответствующий курс обучения. Однако такие курсы никто не проводит. Замкнутый круг.
Стоило ли принимать соответствующие законы - вопрос дискуссионный. В старые добрые советские времена все замечательно гоняли на мопедах и никому не мешали. Правда, гоняли преимущественно в Ленобласти, на даче, в городе редко. Да и мопеды были, мягко говоря, не у многих - своего рода роскошь, а не средство передвижения. Ну как и автомобили. Нынче федеральные власти решили, что мопеды - именно средство передвижения, которое ближе к мотоциклам, чем к велосипедам. Хочешь гонять - получай права. Со всеми вытекающими чисто российскими последствиями.
Итак, что же необходимо для получения этих самых заветных прав? Прежде всего - пройти обучение в автошколе. Даже в том случае, если у вас есть права категории «В», позволяющие ездить на легковом автомобиле. Учиться нужно аж три месяца. То есть вы, к примеру, уже лет десять как профессионально водите какой-нибудь джип, но управлять мопедом права не имеете. Будьте любезны, эти три месяца постигайте азы мотоискусства. Разумеется, не за просто так! Ведь за любое удовольствие надо платить. А тут столько приятных ощущений - выньте да положите от 19 до 25 тысяч рублей, в зависимости от выбранной вами автошколы.
Нулевая практика
Согласитесь, немаленькая сумма. Что вы за нее получите? Странные уроки. И почти наверняка - нулевую практику. Специальных площадок для обучения вождению на мопедах в Петербурге, по сути, и нет. То есть проводить практические занятия негде. Но ведь не в этом суть обучения, надо полагать, а в сумме от 19 до 25 тысяч, не так ли?
Но это еще, само собой, не все. Для получения прав нужно, как водится, получить медицинские справки. Справка такая стоит 1000 - 1500 рублей. Но это без заключения психиатра и нарколога. К ним нужно идти отдельно, соответственно в наркологический и психоневрологический диспансер. Во многих районах Петербурга в таких диспансерах вас, мягко говоря, не ждут. Могут попросить записаться условно «на следующую неделю». Если повезет, то условно «на послезавтра». В переводе с медицинского на русский это означает, что вам придется кататься по этим диспансерам как минимум по два-три раза. Не хотите? Тогда идите в коммерческий медицинский центр, имеющий официальную аккредитацию для выдачи справок для ГИБДД, и платите, только уже не 1000 рублей, а 2500 или 3000.
Успей сдать до осени
Путь к мопеду свободен? Нет, конечно. Надо же еще и экзамен сдать! Точнее, два экзамена! Теорию и практику. Все, так сказать, как у взрослых. Да, есть вариант - выучить все билеты. И конечно же, не сдать экзамен. Как известно, с первого раза по-честному экзамены в ГИБДД сдает столь незначительный процент будущих счастливых обладателей прав, что аж плакать хочется. Можно, кстати, и дальше оставаться честным. Прийти сдавать второй раз. Потом - третий. Может быть, с третьего и сдать экзамены. Только к этому времени лето уже наверняка закончится и эти права вам будут элементарно не нужны!
По слухам, есть и другой способ решения проблемы. Более практичный и, по российским меркам, более традиционный. И в автошколе с вероятностью 99,9 процента вам этот способ подскажут. А стоимость этого способа нынче - 15 тысяч рублей. За каждый из экзаменов!
Урок арифметики
А теперь давайте считать. 25 + 3 + 15 + 15 = 58. Это по максимуму. 19 + 1 + 15 +
+ 15 = 50. Это по минимуму. Для тех, кто не совсем понял: чтобы покататься несколько месяцев на мопеде, нужно выложить от 50 до 58 тысяч рублей! Правда круто? Разумеется, расходы на топливо сюда не включены. Не безумие ли это?
Сообразительные читатели «Смены» наверняка зададутся вопросом: а может, есть еще один способ получить права и не мучиться? На наш взгляд, если такой способ и существует, то он отвратительный, потому как коррупционный и криминальный. Но ведь мы знаем: нет ничего такого, чего нельзя купить. По слухам, цена таких прав - 50 тысяч рублей. Как ни парадоксально, получается не дороже! Но, конечно же, мы настоятельно советуем всем ни в коем случае не идти против закона. Закон есть закон. Лучше помучиться, пострадать, но остаться с чистой совестью. К тому же…
Сколько раз остановят?
Да, есть еще и «к тому же». О чем должны были подумать самые-самые сообразительные наши читатели. А что, если обладателям мопедов просто ездить без прав?! Отвечаем: есть такая буква!
По действующему законодательству за езду на мопеде без прав водитель будет оштрафован на сумму от 5 до 15 тысяч рублей, а мопед вывезут на штрафстоянку. Неприятно. Но, во-первых, в Петербурге с мотополками ГИБДД - напряженка. А обыкновенные сотрудники вряд ли будут связываться с «мопедистами». Во-вторых, специальных эвакуаторов для мопедов нет. В-третьих, 5 тысяч - это не 50. Всегда ведь можно убедить хорошего человека, что должно быть 5, а не 15! Ну а вероятность того, что одного «мопедиста» за сезон оштрафуют 10 раз, ничтожно мала.
Что же мы получаем? А то, что ездить в России без водительских прав на мопеде выгоднее, чем с правами! Элементарная арифметика. Так зачем же нужно было узаконивать вымогательство денег у людей, которые всего-навсего хотят в непродолжительный солнечный питерский период покататься на мопедах?!
аксим ТАЛАНОВ
Фото Святослава АКИМОВА