Вражьи технологии
Тайна доктора Живаго
ЦРУ рассекретило документы о том, как оно продвигало роман Бориса Пастернака
В начале февраля исполняется 125 лет Борису Пастернаку, выдающемуся поэту ХХ века и блестящему переводчику. Однако эта дата наверняка будет иметь скандальный оттенок: накануне юбилея американская пресса опубликовала документы о том, что ЦРУ в свое время способствовало продвижению романа «Доктор Живаго» и получению его автором Нобелевской премии. ЦРУ само их рассекретило.
Новые друзья Пастернака
Сам факт причастности американского разведуправления к пиару «Доктора Живаго» - не секрет. Об этом говорил еще в 1958 году итальянский писатель Альберто Моравиа, у которого прямо из-под носа ушла Нобелевская премия. Причем по непонятным тогда для многих причинам: европейские эксперты-литературоведы отдавали безусловную пальму первенства именно Моравиа, а роман Пастернака считали малопонятным. Теперь все подтверждено документально: служебные записки руководства ЦРУ и прочая информация опубликованы в газете «Вашингтон пост».
Вкратце дело обстояло так. В 1955 году Пастернак закончил роман. Вскоре стало ясно, что в Советском Союзе он если и будет напечатан, то неизвестно когда - в действительности это случилось 33 года спустя. Одни - многие литераторы - находили роман просто скучным и сильно уступающим по широте мысли поэзии самого же Бориса Леонидовича, другие - партийные чиновники - негодовали: «По Пастернаку выходит, что Октябрьская революция - недоразумение, а советская власть - катастрофа!» В те времена наши идеологи еще не научились сами себе горшки на голову надевать, поэтому и не собирались знакомить самый читающий в мире народ с вялотекущим либеральным повествованием о гибели интеллигента в горниле классовой борьбы.
И вдруг рядом с Пастернаком появились новые друзья, которые сделали возможной публикацию «Доктора Живаго» в Италии. Тираж был небольшой, но в дальнейшем замеченный ЦРУ роман был размножен максимально и распространялся бесплатно на выставках и фестивалях, в которых участвовали советские граждане. А шумиха вокруг вручения Пастернаку Нобелевской премии, от которой он, под давлением общественности Советского Союза, отказался, подняла тиражи в Европе и США до внушительных величин. Новые друзья Пастернака исправно переправляли через границу гонорары с доставкой прямо на дачу писателя в Переделкино, хотя сам Борис Леонидович заявлял, что ему нужно лишь одно: чтобы его читали.
«Не читал, но осуждаю!»
В Стране Советов читали «Доктора Живаго» в самиздатовском варианте: привозили книгу, спрятав на животе, предварительно оторвав обложку. Перепечатывали на машинке, размножали на ЭРЕ (прообразе ксерокса), передавали из рук в руки. Надо признать: такого видимого успеха, как распространяемое таким же образом «Собачье сердце» Михаила Булгакова, роман Пастернака не имел. Не исключено: если бы «Доктора Живаго» советские издатели рискнули выпустить небольшим тиражом, то книгу вскоре бы забыли и ЦРУ лишилось бы еще одного идеологического рычага для раскачивания сознания граждан СССР.
А так заокеанское разведуправление на полную катушку использовало подвернувшийся роман, играя под девизом: «Раз Советы против, то мы - за». Заметим, многие до сих пор смеются над тем, как в конце пятидесятых, клеймя Пастернака, люди говорили: «Я Пастернака не читал, но осуждаю!» Мол, какое слепое доверие к мнению руководства, какое желание потрафить начальству! Ошибка. Классовое чутье еще оставалось острым, и осуждали вовсе не текст Пастернака и даже не его отношение к Октябрьской революции - осуждали то, что он сыграл на руку врагу. Что и подтвердилось почти шестьдесят лет спустя.
Оставить в подозрении
Первый вопрос, который возникает при известии о рассекречивании информации о «продвижении по блату» романа Бориса Пастернака: зачем? Можно предположить, что, поскольку интерес к этому произведению сильно поугас, следовало сделать «ободряющий» вброс информации.
Отчасти можно счесть данный поступок и отчетом ЦРУ перед американскими налогоплательщиками: вот, мол, как мы советскую власть-то расшатывали! И ведь действительно, еще как расшатывали!
И напоследок. Вам ничего не напоминает сегодняшняя история с «Левиафаном» режиссера Андрея Звягинцева, которого осыпают ворохами наград на многих зарубежных фестивалях? Возможно, конечно, это происходит и не потому, что он, подобно Борису Пастернаку, видит нынешнее мироустройство России как недоразумение и катастрофу. А вдруг наши внуки однажды, шестьдесят лет спустя, откроют «Вашингтон пост» - а там…
Виктор ИВАНЦОВ