Сказка - ложь?
Идет коза рогатая - забодает, забодает, забодает!
Какова коза в народных пословицах и поговорках и чем она отличается с филологической точки зрения от козла
Восточный символ следующего года совсем не похож на ту норовистую лошаденку, что незримо сопровождает нас в году уходящем. Как следует из русских народных сказок, коза - животное нежное и заботливое. Помните? «Ваша мама пришла, молока принесла» - эти слова очень обнадеживают даже при нарастающей инфляции. Правда, не исключено, что, как верный муж, в дело вмешается козел. А ему, как известно, добродетель не пристала. От козла не только молока не дождешься, его и в огород пускать нельзя - все съест и потопчет. Есть ли в козле хоть что-то хорошее и не закралась ли червоточинка в образ благородной с виду козы? «Смена» попросила внести ясность в эти вопросы доцента кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов СПбГУ филолога Елену Зыкову.
В виде дьявола
- Елена Игоревна, почему коза в русском фольклоре, в отличие от козла, представлена ласковой и доброй?
- Символика козы и козла четко различается по половому признаку: у козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную материнскую заботливость, она позитивная, а у козла, символизирующего похоть, распутство и хитрость, - исключительно негативная. Дело в том, что у козы и козла в древнегреческой мифологии были разные роли. Коза Амалфея вскормила младенца Зевса своим молоком, поэтому она несет в себе образ заботливой матери. К тому же, согласно мифу, именно ее чудесный рог стал легендарным рогом изобилия.
Но восточные славяне не всегда обожествляли это животное. В их мифологических представлениях коза, как и козел, является не только символом плодородия и изобильности. Она считается животным, имеющим демоническую природу и выступающим как ипостась нечистой силы и одновременно оберегающим от нее. Вспомните, как на Руси колядовали в Святки и на Масленицу - ходили по дворам ряженые с козлиной маской. По общеславянскому поверью, в виде козы появляется дьявол. Козлиные ноги, рога, уши и борода присутствуют в облике всех нечистых - черта, лешего, домового и водяного. Это отразилось и во фразеологии: «Идет коза рогатая за малыми ребятами. Забодает, забодает, забодает».
«Огни горят горючие…»
- Но демоническая сущность козе, конечно, досталась от ее «мужа», из которого когда-то сделали козла отпущения?
- В русских пословицах и поговорках козел является носителем сугубо отрицательного образа. От него и проку «как от козла молока», он шкодлив - попробуйте «пустить козла в огород», а также ленив, коварен и бодлив - «дает козла». Символом всего дурного козел стал не случайно. В основе, конечно, лежит библейский образ. Козел у древних иудеев был одним из жертвенных животных, участвующих во многих обрядах. В День Очищения во искупление грехов сынов Израилевых полагалось принести в жертву овна и двух козлов. Овен сжигался, а козлов ставили перед входом в святилище, где находился ковчег Завета, и бросали жребий: одного из козлов надлежало принести в жертву Господу, а на голову другого первосвященник возлагал обе руки в знак переложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел отсылался в пустыню. Так появился козел отпущения.
Мотив жертвоприношения прослеживается также в поздних фольклорных источниках. В сказке об Аленушке и братце Иванушке к убийству козленка, в которого обернулся братец, готовятся как к приношению жертвы: «Огни горят горючие, котлы кипят кипучие, точат ножи булатные, хотят козла зарезать...»
Черт с рогами
- Но в данном случае козел и тем более козленок стали жертвами по воле человеческой... А когда это животное впервые «провинилось» перед людьми?
- Еще в древнегреческой мифологии. В период вакханалий, которые устраивали бог виноделия Дионис вместе с покровителем стад, лесов и полей Паном. Веселый, жизнелюбивый и обаятельный Дионис учил людей выращивать виноград и делать из его спелых гроздей вино. Но вместе с Паном, которого древние римляне впоследствии называли Фавном, он устраивал веселые оргии. Похотливый Пан щеголял на них в козлином облике, а его свиту составляли козлоногие и рогатые сатиры, столь же сладострастные, как и он. Они и символизировали нечестивцев и беспутных людей. А их козлиные рога, узкая бородка и копытца впоследствии были отождествлены христианами с атрибутами чертей, что еще более закрепило за образом козла негативное символическое значение.
- Слово «козел» приобрело тогда бранный смысл не в обществе, а в христианстве?
- Конечно. Козлы стали аналогией грешников в самих библейских текстах. Стоит вспомнить слова апостола Матфея, который возвещал, что в день Страшного суда Господь «отделит агнцев от козлищ», после чего отправит последних прямиком в адское пламя. Поэтому христианство и придавало черту внешность козла, а в православии само слово «козел» стало бранным. В Средние века в образе козла представляли самого прародителя зла.
Хоть шерсти клок
- Может быть, в других религиях и у других народов козла смогли реабилитировать и защитить?
- Негативный образ козел имеет преимущественно в христианском мире. А у горных народов Средней Азии, Закавказья и Среднего Востока в древности и раннем Средневековье козла очень почитали. Скотоводы-язычники отмечали большую силу и выносливость этих животных, их осторожность и отвагу, способность козлов вести стадо и находить путь в самых труднодоступных и непроходимых горных районах. У китайцев козел является олицетворением мужского начала, добра и мира. Там это вполне пристойный символ мужской потенции. Индусы считают козла символом огня и созидательного пыла. В Индии это бесстрашный покоритель горных вершин, который олицетворяет собой превосходство.
- Ну нам сегодня ближе китайские и индийские символы... Единственно, что беспокоит, так это овца - по японскому календарю ведь этот знак тоже над нами довлеет в наступающем году. Можно с нее будет взять «хоть шерсти клок»?
- Будем надеяться! Этот образ паршивой овцы во фразеологии является интернациональным. Он восходит к латинской пословице, употребленной во второй сатире римского писателя Ювенала, где речь идет о покрытой струпьями овце, от которой заражаются другие овцы. Именно из этого источника произошла и пословица: «Паршивая овца все стадо портит».
Нина Башкирова
Рисунок Игоря КИЙКО