Спешите видеть!
Прикоснуться к принцу датскому
На «Ленфильме» открылась выставка к 50-летию выхода на экраны фильма «Гамлет»
Окунуться в мистический мир «Гамлета» - легендарной советской кинокартины, созданной полвека назад и получившей ошеломляющий успех, - можно в эти дни на «Ленфильме». «Гамлет», поставленный Григорием Козинцевым ровно полвека назад, в 1964 году, завоевал в свое время множество наград. Козинцев и Иннокентий Смоктуновский, сыгравший принца датского, были удостоены Ленинской премии. А для Анастасии Вертинской (Офелии), уже сыгравшей в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии», «Гамлет» стал ступенькой к международной известности. Кстати, на родине Шекспира советский фильм признали лучшей экранизацией пьесы за всю историю мирового кинематографа.
На выставке представлены исторические костюмы, фрагменты декораций, плакаты, эскизы, фотографии из коллекции «Ленфильма», мебель из реквизита киностудии - все, что связано с фильмом «Гамлет». Мистическое пространство создают свечи, бросающие отблески огня на стены. Их пять - по числу десятилетий картины. Трагизм сюжета шекспировской пьесы подчеркивает клетка, стоящая посреди зала. Звучит музыка Шостаковича, написанная для этой картины.
Самый ценный экспонат выставки - костюм Гамлета, рядом с которым находится череп бедного Йорика. Он напоминает сцену на кладбище, где поднимаются вечные вопросы бытия, но символизирует не смерть, а бессмертие. А картину сделали бессмертной ее великие создатели - режиссер, актеры, художники. Козинцев привлек к работе художника Симона Вирсаладзе, который создавал костюмы и декорации для Большого театра. Консультантов для фильма приглашали из Эрмитажа и других музеев. Фрагменты башни создавались известным скульптором Инной Зайцевой - она изваяла куранты, бюсты, камины. Съемкам предшествовала огромная кропотливая работа.
Современное кино создают новые цифровые технологии, да и зритель предпочитает другое, развлекательное зрелище. Возможно, черно-белый «Гамлет» уже не соответствует этим критериям. Но магия картины по-прежнему завораживает, уверен кинокритик Александр Поздняков.
- В этом фильме есть какая-то мистическая загадка, - говорит он. - Как только видишь первые кадры - уже не оторваться, картина не отпускает до титров и заставляет думать еще долго после фильма.
Нина БАШКИРОВА
Фото Святослава АКИМОВА