Подземный ад
Тут открыто - там закрыто
Станция «Лиговский проспект», которую ремонтировали непонятно зачем, открыла свои двери для пассажиров, а «Выборгская» готовится закрыться
В минувшую среду, 3 декабря, открылась после ремонта станция метро «Лиговский проспект»: в девять утра рабочие нанесли последний штрих - прикрыли воздушными шариками моток проводов, стыдливо торчащий над фасадом. Двери открылись, и три обновленных эскалатора наконец-то заработали на спуск и на подъем - сначала для губернатора Георгия Полтавченко, а затем и для всех горожан.
Невидимые перемены
Что же изменилось на этой станции метро за одиннадцать месяцев (напомним, «Лиговский проспект» был закрыт на ремонт 5 января текущего года)? Причиной капитального ремонта была названа якобы прохудившаяся гидроизоляция наклонного хода. И это немного удивительно применительно к одной из самых молодых станций метрополитена, открытой лишь 23 года назад, в декабре 1991 года. Но из докризисного городского бюджета было выделено 147 миллионов рублей, и ремонт стал делом решенным. В результате, как объясняют в метрополитене, «устаревшие асбоцементные водоотводящие зонты были заменены на современные, легкие и более надежные».
Это, главное изменение сложно оценить по достоинству, ведь гидроизоляция скрыта от глаз простых пассажиров. Но есть на станции и другие обновления: капитально отремонтированы эскалаторы и кровля, оборудован современный пункт транспортной безопасности, усилен фундамент, заменены входные двери, а также светильники вдоль наклонного хода. А фасад со стороны Лиговского проспекта вместо известняка теперь украшают композитные материалы.
Прощай, эстетика!
Коснулись перемены и интерьера: приходится констатировать, что красота, которой славилась в советские времена наша подземка, ныне сдала свои позиции. Эстетика некогда самого красивого в мире метрополитена становится чем-то второстепенным и маловажным. Так, скамейки в подземном вестибюле выкрашены мышиной серой краской - и невооруженным глазом заметно, что нанесена она прямо на старое дерево сидений. На полу бликуют и переливаются редкие квадраты из полированного гранита - это в руководстве метрополитена называют «частичной заменой гранитных полов». Вроде бы начальственная логика понятна: все равно граждане трудящиеся затрут весь блеск своими башмаками, так к чему полировать покрытие? Но выглядит это сомнительное великолепие настоящей «заплатой на рубище» обновленной станции.
И уж совсем необъяснимо, почему все-таки за почти целый год не нашлось времени на полировку латунных букв, из которых складывается название станции, - ни на фасаде, ни над эскалаторами, ни в подземном вестибюле… От потемневшего металла веет благородной стариной, но ведь от объектов, торжественно открывшихся после капремонта в присутствии губернатора, ждешь совсем иного вида!
Наконец, печальная участь постигла витражи - главное украшение станции. Впрочем, тому из них, что находится под землей, в торце перрона, скорее повезло: теперь у него есть подсветка, и он радует пассажиров яркими красками. Зато тот витраж, который встречал горожан на входе, утрачен навсегда. По официальному мнению, он не подлежал восстановлению, и для замены этого архитектурного элемента был приглашен его автор, Павел Ковалев. Он создал новое панно из мрамора, которое частично скрыло бывший витраж, но… «А почему здесь теперь все камнями заложено?» - удивлялись первые пассажиры.
На очереди - «Выборгская»
Но, по словам начальника Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина, приехавший на открытие станции губернатор Петербурга никаких претензий к качеству работ не высказал. А горожан особо и не спрашивали. Как, кстати, не спрашивали и о том, какие станции можно и нужно закрывать на капремонт.
В итоге в самое ближайшее время, уже в январе 2015 года, закрывается на восстановительные работы «Выборгская». Следующая в очереди - «Василеостровская»: дата ее закрытия еще точно не определена - она зависит от того, как скоро будет введен в эксплуатацию второй вход станции «Спортивная».
А в начале 2016 года планируется закрыть на ремонт «Елизаровскую». Официально озвученная причина закрытия станций - примерно та же, что и в случае с «Лиговским проспектом»: проблемы наклонного хода, который проходит через водонасыщенные грунты. Та самая невидимая глазу, но страшная угроза!
«Никакого расхищения не было»
Другое дело, что Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга, проверявшая деятельность метрополитена за период с 2011 по 2013 год, пришла к выводу, что при строительстве и ремонте станций слишком много внимания уделялось как раз не подземным, а наземным частям метро. Так, например, выяснилось, что в случаях с «Обводным каналом», «Бухарестской», «Международной», «Звенигородской» и «Адмиралтейской» земля была отдана инвесторам - владельцам торговых центров над вестибюлями метро по ценам ниже рыночных. Обнаружились и другие нарушения. В итоге, по мнению аудиторов КСП, городской бюджет недополучил грандиозную сумму - 9,2 миллиарда рублей!
Руководство метрополитена результаты этой проверки опровергает. «Никакого расхищения, никакого ущерба бюджету не было», - заявил Владимир Гарюгин. Мол, были просто разные взгляды на дела строительства и аренды недвижимости… Тем не менее результаты проверки переданы аудиторами в правоохранительные органы. Кроме того, Контрольно-счетная палата направила Гарюгину представление о необходимости принятия мер для возмещения ущерба городскому бюджету. Вот будет здорово, если Владимир Александрович в один прекрасный день придет в сберкассу и по доброй воле внесет в бюджет те самые 9,2 миллиарда! В период кризиса это был бы настоящий гражданский поступок, и начальнику метрополитена, решись он на такое, можно было бы еще при жизни поставить памятник. Где-нибудь поблизости от закрываемой «Выборгской», например.
Анна СОВЕТОВА
Фото Святослава АКИМОВА