Спешите видеть!
Солома с эффектом 3D
Уникальные картины, созданные Галиной Кулаевой из обычной соломы, представлены в Музее миниатюр «Русский Левша»
Если бы в известном фильме шляпку из итальянской соломки не съела лошадь, она все равно бы быстро пришла в негодность. Век этого материала недолог, поэтому из соломы и делают только головные уборы, кукол да корзинки. С такой несправедливостью не захотела мириться жительница Республики Коми Галина Кулаева - и вот уже несколько десятилетий она создает из хрупкого, но изумительного материала живописные картины. Художница заставила высушенные стебли пшеницы ожить и заиграть всеми оттенками природного цвета.
Стебельки ловят и гасят свет
На первый взгляд соломка - простой для творчества материал. Что трудного - разрезай на кусочки да наклеивай. Но как при этом сохранить природную красоту стебля и сделать картину долговечной? Инженер-конструктор Галина Кулаева задумалась об этом, мечтая создавать подарки для друзей и близких своими руками. От мечты до появления уникальных картин прошло несколько десятилетий. Собственное направление в искусстве Галина Кулаева создала, применяя точные науки - математику, физику и химию. И получила блестящий результат. Золотые купола церквей, былинные богатыри, натянутые паруса кораблей и причудливые цветы излучают волшебный свет и кажутся живыми.
- У меня была отличная база - в институте я изучала не только физику и математику, но и множество прикладных наук - аксонометрию, светотехнику и даже промышленный дизайн, - рассказывает художница. - Эти знания и помогли мне подойти к использованию хрупкой соломки с научной стороны. Ведь соломка - уникальный материал, каждый стебелек имеет неровности и шероховатости. Нарезав ее под особым углом, рассчитанным по законам оптики, можно управлять светом с заданной целью. Например, в работе «Святая Троица» использовано восемь слоев соломки. Один слой ловит направленный свет, другой гасит, следующий вновь ловит, за ним - опять гасит. Если лучи света направить с двух сторон, получается эффект 3D.
Восемь лет на одну картину
«Святая Троица» - самая трудоемкая картина художницы. Она создавалась в течение восьми лет. На другие произведения уходит по несколько месяцев. Не только творческий преоцесс, но и подготовка к нему занимает очень много времени. Все - от обработки соломки до приготовления основы под картины - делается по собственным рецептам. Состав так называемой «выварки» художница изобрела, проведя не один месяц в лабораториях и изучая химические реакции разных веществ. Цикл вываривания соломы составляет 36 часов. В ходе научных экспериментов появился рецепт особого клея, в состав которого входит даже вытяжка из оленьих рогов, и специальная основа, на которую клеится соломка и наносится масляная краска. Все это делает картины неподвластными времени и физическому воздействию, они не боятся влаги и вибрации. Да и пшеница тут нужна особая, не тронутая цивилизацией.
- Пшеницу для меня выращивают друзья под Полтавой, - поясняет художница. - Ее требуется не так много, но она должна быть экологически чистая. Любые химикаты могут повести себя непредсказуемо в процессе выварки.
Впервые в Питере
После такой серьезной подготовки следует основная ювелирная работа под скань, зернь, финифть. Художница нарезает соломку на мельчайшие детали - полоски, кружочки, спирали, которые требуются для создания задуманного сюжета. И делает это с помощью маленьких ножниц и миниатюрного ножичка.
- Ширина колечка должна быть полмиллиметра, а толщина - одна пятая миллиметра. Например, картина «Стефан Пермский», где использованы такие детали, создавалась в течение года.
Технология, разработанная Галиной Кулаевой, получила название «светдек». Она защищена патентом и включает в себя не одно, а множество изобретений. За свое новаторское искусство Кулаева получила серебряную медаль на Международной выставке новых технологий в Москве.
Галина Кулаева приезжает в Петербург впервые. И это удивительно. Ведь на ее счету более 850 выставок как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе две большие персональные выставки в Женеве, во Дворце наций. Картины Кулаевой хранятся в музеях и в частных коллекциях. Правительство Республики Коми дарило работы художницы президентам разных стран. Наконец, коллекция произведений Галины Кулаевой включена в виртуальную сокровищницу Русского музея. Но именно музею «Русский Левша», где открывают и пропагандируют талантливых художников-изобретателей, петербуржцы обязаны открытием имени уникального мастера. Выставка «Золотая гринель» в его стенах будет работать до 5 декабря.
Нина БАШКИРОВА
Фото Святослава АКИМОВА