Танцы по правилам

Даму без перчаток на бал не пускали

В Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная светским развлечениям прошлого

В дни, когда мир уже замер в ожидании новогодних праздников, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга - а если проще, в Петропавловской крепости - открылась очень праздничная выставка, уже названная главной выставкой этого года, здесь проходящей. Называется она «Грохочет бал, сияет бал…», посвящена светским увеселениям XVIII - XX веков и представляет интерес не только с познавательной точки зрения, но и с морально-нравственной.

«А не поехать ли нам на… корпоратив?»
Оказывается, и коллективные праздники, нынче называющиеся мерзким словом «корпоратив», могут стать объектом изучения и предметом музейной выставки, а не только поводом для анекдотов и комедийных фильмов.
Это, кстати, отмечают и первые посетители выставки в книге отзывов. «Ностальгия», «грусть по ушедшему», «были же времена» - вот лейтмотив большинства откликов. Действительно, есть о чем пожалеть…
Ведь если сегодня большинству из нас возможность посетить что-то похожее на бал предоставляется примерно раз в жизни, и бал этот обычно выпускной, то еще сто лет назад количество проводимых балов доходило до 300 в год. То есть чуть ли не каждый день можно было посетить то или иное танцевально-развлекательное мероприятие, которое обычно длилось часов до четырех утра. И балы были на любой вкус и кошелек. Билеты на них продавались чаще всего в магазинах - кондитерских, парфюмерных - и стоили от трех до шести рублей. Причем билеты для мужчин - дороже. Были, конечно, балы и на «высшем уровне», с участием царской семьи, туда попасть было сложнее, но, в принципе, тоже возможно. Но, как рассказала куратор выставки старший научный сотрудник музея Анна Мудрова, самыми сложными по подготовке считались балы общедоступные - для них готовились специальные программы и развлечения, контингент-то мог быть самым разным.

Веер для «шпионки»
Конечно, заявиться на бал кто во что горазд было невозможно. И на выставке представлены журналы мод, которые выходили каждую неделю, где подробно описаны варианты нарядов. Но следовать моде в данном случае было недостаточно. Существовали строгие правила этикета, согласно которым замужняя дама должна была быть обязательно в открытом платье, незамужняя - в закрытом. Веер у замужней - только из перьев и кружев, у молодых девушек мог быть и из шелка. Веерам на выставке вообще уделено много внимания. Здесь представлены не только их разные образцы - от простеньких до роскошных, но и книги, посвященные языку веера. Надо сказать, это был настоящий шпионский шифр. Попробуй запомни, что если веер подносят левой рукой к правой щеке, то это означает согласие, а если открытым веером касаются левого уха, то это значит «за нами следят». Так что дамам приходилось штудировать книги, прежде чем сделать взмах. А то вдруг неправильно поймут?

«Я одинока и бледна»
Еще был популярен язык цветов. Любой цветок, который располагался в портбукете, нес определенную информацию. Тюльпан, например, означал, что красота проходит, а азалия - «я одинока и бледна от печали».
Но бледны дамы на балу могли быть не только от печали, все-таки они были обременены большим количеством предметов - веером, портбукетом, книжечкой для спис­ка претендующих на танец кавалеров. И последние не могли «взвалить ношу» на себя - считалось недопустимым принять у дамы, например, веер. Все свое имущество во время танца она должна была положить на стул.
Были сложности и с перчатками. Вернее, с их наличием - без перчаток на бал не пускали! Поэтому, учитывая количество балов, их требовалось много. Отсюда и выражение «менять как перчатки». Только во времена балов как перчатки меняли не женщин, а, наоборот, кавалеров. Это они, бедные, должны были вставать в очередь, чтобы станцевать с понравившейся дамой. А уж она записывала их имена в специальную книжечку. Но случались и конфузы, когда дама что-то путала и кавалеров на вальс подкатывало сразу несколько. На этот случай тоже существовали определенные правила.

О времена, о нравы!
Кстати, на выставке в режиме нон-стоп показывают фильмы, в основном старые советские, действие которых происходит на балу. Как сказала Анна Мудрова, в ближайшее время планируется устраивать среди посетителей конкурсы, вроде «найди в картине ляп», ведь далеко не все советские кинематографисты разбирались в тонкостях бального этикета. Можем открыть секрет, в одном из фильмов дамы на балу - без перчаток! Чего нельзя было представить даже в страшном сне.
Но если конкурс для киноманов только в планах, то уже сегодня желающие могут сделать бумажный веер по образцу настоящего, поучаствовать в мастер-классах по созданию бальных платьев из бумаги и представить свои фотографии на фотоконкурс «Мой первый бал».
Те же, кто к участию в конкурсах и к созданию вееров не готов, могут просто пройтись по выставке. Чтобы увидеть артефакты, без которых еще не так давно нельзя было представить светскую и праздничную жизнь наших соотечественников. И отметить, как, однако, сильно изменились нравы за последние сто лет!

Анна ВЕТЛИНСКАЯ
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015