Раздача слонов
Гении и премии - совместимы!
В Петербурге прошла ХХ церемония вручения «Золотых софитов»
Люди театра творят не ради денег и уж точно не ради премий. Но и то и другое получать все равно приятно. Поэтому на ХХ церемонии вручения Высшей театральной премии «Золотой софит», проходившей в ТЮЗе, был аншлаг. Пришли и те, кто претендовал на премию, и их группы поддержки, состоявшие из коллег, родственников и друзей.
Ласка или деньги?
Атмосфера была теплой, почти домашней, а церемония, сценарий которой придумал Вадим Жук, а срежиссировал худрук «Санктъ-Петербургъ оперы» Юрий Александров, больше напоминала капустник, проходящий на развалинах чего-то древнеримского. Причем этого жанра придерживались даже первые лица города, поздравлявшие номинантов.
Но если председатель ЗакСа Вячеслав Макаров развлекал зал оговорками «по Фрейду» типа «актерам за то, что они творят на сцене, нужна ласка, а не материальные блага», то губернатор Полтавченко, иронично отметив спич своего коллеги «как лучшую речь, что он слышал за последние три года», без всяких оговорок все-таки твердо пообещал материально театрам помогать - как государственным, так и независимым. И справедливо заметил, что в культурной столице отношение к театрам особенное. На этом официальная часть закончилась.
Ну а председатель номинационного совета премии - человек, от которого по большому счету зависит, кто будет претендовать на «Софиты», - народный артист Николай Буров, хотя нынче руководит Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор», продемонстрировал, что бывших актеров не бывает. Открыв церемонию с шутками-прибаутками, он так и феерил весь вечер. Соскучился, наверное, по сцене.
Первыми же вручались «Софиты» в номинации «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга». И за победу тут никто не сражался - лауреаты были известны заранее. В этом году ими стали балетмейстер Мариинского театра народная артистка Габриэла Комлева и народная артистка Татьяна Щуко. Комлева получила награду из рук Бурова сама, вместо заболевшей Щуко вышел сын. И передал слова матери, как он выразился, дословно: «Я, может, потеряла силы и здоровье, но то, за что дают премию, - честь и достоинство - сохранила». И в таком случае остается пожелать только здоровья.
От Москвы до Бангкока
И начался парад победителей, которых целый год выбирали среди лучших из лучших. Первыми награждали кукольные театры. Ведь, как справедливо заметили ведущие церемонии, «актеры смертны - куклы остаются». Правда, чем дальше продвигалась церемония, тем четче прослеживалась тенденция - лауреатов нет в зале. Так, не смогли вырваться с гастролей представители театра «Кукольный формат», чей спектакль «Аленький цветочек» стал лучшим кукольным спектаклем, а сыгравшая в нем роль Настеньки Ольга Донец получила премию за лучшую роль. Лучшим же режиссером стал Алексей Лелявский - за постановку спектакля «Одиссей» в театре «Karlsson Haus».
Дальше все продолжалось в том же духе: вместо победителей выходили получать «Софиты» их родственники и коллеги и отчитывались: лауреат на репетиции, на съемках, на гастролях, на фестивале… Причем гастрольно-фестивальная география распространялась от Москвы до Бангкока. Что говорит лишь об одном: интерес к питерскому театру существует во всем мире. А значит, несмотря ни на какие санкции, наша культура будет востребована. И сегодня это главный «экспортный продукт» нашей страны.
Но самым оригинальным был ответ что-то за кого-то получающей девушки. «Я не знаю, где он», - сказала она про лауреата. Что сподвигло следующего «что-то за кого-то получающего» выдвинуть предложение учредить приз «лучшему получающему за лауреата».
Чаплин и Грязной
Были среди лауреатов и те, кто нашел время получить свою награду сам. Например, победитель в номинации «Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле» - исполнитель главной роли в мюзикле «Чаплин» Театра музыкальной комедии Евгений Зайцев. Он поблагодарил всех, включая Чаплина. Кстати, прокатная лицензия этого мюзикла заканчивается, так что те, кто еще не успел его посмотреть, должны поторопиться.
Сама вышла за наградой и Юлия Надервель, получившая «Софит» за роль Нинет в спектакле «Тридцать первое июня» театра «Карамболь». А вот номинации на лучший спектакль этого жанра в этом году просто не было.
Зато конкуренция в опере-балете присутствовала приличная. В результате, обойдя Михайловский и Мариинку, лучшим оперным спектаклем стала «Не только любовь», которую в «Санктъ-Петербургъ опере» поставил Юрий Александров.
Лучшей оперной исполнительницей - Татьяна Сержан, спевшая Леонору в «Трубадуре» Мариинского театра. А «мужской» «Софит» в опере получил Александр Кузнецов - за партию Грязного в «Царской невесте» Михайловского театра.
Кузнецов тоже получал свой приз сам. И благодарностями не ограничился. Еще и прочитал стихотворение Пушкина. Пару раз, правда, сбивался, но зал ему дружно подсказал - интеллигенция все-таки собралась, с поэзией знакома.
Из зала выскочил и некий солист, спевший арию «не получившего «Софит» артиста». Кульминацией которой стала фраза о том, что «гений и «Софит» несовместимы». Шутка была принята на ура.
И абсолютно не помешала лауреатам радоваться победе. Лучшие в балете - Виктория Терешкина (партия Сильвии в одноименном балете Мариинки) и Алексей Кузнецов (Ален в «Тщетной предосторожности» Михайловского театра) - по-балетному грациозно снизошли до вручающих и упорхнули куда-то вдаль.
«Тщетная предосторожность» стала и лучшим балетом крупной формы, в малой победил «Concerto DSCH», поставленный Алексеем Ратманским в Мариинке.
Какие бывают романтики
Но есть театры большие и маленькие, а есть театры негосударственные, на которые с недавних пор обратило внимание и государство. Потому как размеры театра и его юридический статус никакого влияния на творческую составляющую не оказывают. И даже наоборот, часто при минимуме возможностей творческий потенциал раскрывается по максимуму. Вот и «Золотой софит» теперь вручают и театрам негосударственным. Хорошо бы к нему еще и присоединяли какую-нибудь недвижимость. Ведь отсутствие помещения - главная проблема таких театров. Но пока - только «Софиты».
Правда, театр «За Черной речкой», чей спектакль «Буря» стал лучшим, можно сказать, счастливец. Он живет на первом этаже здания в спальном районе. И ставит там Шекспира и Бродского. Такие вот там собрались романтики.
А Сергей Агафонов, получивший приз за лучшую актерскую работу в негосударственном театре - в театральной компании «Открытое пространство», блистательно сыграл в спектакле «Андрей Иванович возвращается домой».
И целая компания идеалистов-романтиков вышла на сцену ТЮЗа получать награду как лучший актерский ансамбль - в спектакле «Жизнь за царя» «Театро Ди Капуа», поставленном по документам членов организации «Народная воля». И вот она, ирония судьбы и истории, - народовольцы когда-то были казнены на Семеновском плацу, на том самом месте, где сейчас стоит ТЮЗ. А сегодня здесь вручают награды актерам, их сыгравшим.
Ну и главный романтик-лауреат - Александр Савчук, с завидным упорством ставящий в театре «Lusores» спектакль «Гильгамеш» - 1, 2, 3 и пока до 7. Но продолжение следует. Савчук обещал. Кстати, специальный приз экспертного совета «За верность замыслу» ему вручал Андрей Могучий. Который не только вспомнил свою «негосударственную» творческую молодость, но и позавидовал нынешним «негосударственникам». Ему бы в свое время такие возможности…
Все мы прекрасные люди…
И вот дошло дело до театров государственных и знаменитых. Лучший актерский ансамбль удалось собрать Театру им. Комиссаржевской - в спектакле Александра Баргмана «Графоман». Лучшую роль второго плана - Пети Трофимова в спектакле МДТ - Театра Европы «Вишневый сад» - сыграл Олег Рязанцев. Ну и сам спектакль стал лучшим на большой сцене. И комментировать и обсуждать здесь нечего.
А вот за «Софит» в номинации «Лучшая мужская роль» на равных боролись Евгений Баранов (Алексей Каренин в спектакле «Алексей Каренин» «Русской антрепризы» им. Миронова), Владимир Селезнев (профессор Хиггинс в «Пигмалионе» театра «Приют комедианта») и Сергей Перегудов (Ракитин в спектакле «Все мы прекрасные люди» Театра им. Ленсовета).
Победил Перегудов. Который похвастался, что, в отличие от многих, любит свою работу. Про кого он это говорил - непонятно. Потому что уж если в любой другой профессии такая нелюбовь возможна, то в актерской - никогда. Но за Перегудова - порадуемся.
Хотя отличный - смелый, яркий и красивый - спектакль Юрия Бутусова «Все мы прекрасные люди» в состязании за «Золотой софит» проиграл. Так же как и Анна Ковальчук, сыгравшая в нем главную роль, уступила Алисе Фрейндлих. И это достойный проигрыш.
…Но лучше всех Алиса
Хотя сыгравшая Алису в спектакле БДТ «Алиса» в постановке Андрея Могучего Алиса Фрейндлих уже давно может ни с кем не соревноваться. Она и так в принципе лучшая - как на сцене, так и вне ее. Бывает ведь так, что любят не просто актрису, но и человека. Вот Фрейндлих как раз такой человек, который стал символом именно культурной столицы. Ее невозможно представить жительницей какого-то другого города, она наша, и только наша. Поэтому все призы и подарки - такая мелочь.
И вот, получив свой «Золотой софит», Фрейндлих сначала порадовалась за свой театр, за то, что времена, когда актеры БДТ слонялись по «дэкам и цюрупам», позади. Но потом сообщила, что сегодня театр в каком-то тумане и похож на паровоз, который куда-то мчится, но цель неясна. Но она надеется на молодежь, авось прорвутся.
Машинист этого «паровоза» Андрей Могучий, опять выскочивший на сцену - уже получать «Софит» за «Алису», лучший спектакль на малой сцене, - пообещал, что туман через месяц-другой рассеется. И вообще он счастлив и благодарен и Алисе, и всем мастерам БДТ за то, что имеет возможность с ними работать. Но вот в зале «машинист» и «пассажирка» сидели отдельно. Что не мешает им оставаться прекрасными людьми. Так же как и худруку Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку, который получил премию имени Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
Ну а если есть те, кто это искусство развивает, то, значит, с нашими театрами все будет в порядке.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ
Фото Святослава АКИМОВА