Спешите видеть!
Новый сезон четырех соборов
В Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» открылся юбилейный, 25-й сезон
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» объединяет четыре действующих храма и является абсолютно уникальным музейным комплексом - другого такого нет ни в России, ни в мире. Наряду с церковными службами в Исаакиевском, Смольном, Сампсониевском соборах и в Спасе на Крови проходят концерты духовной и классической музыки, работают выставки. Новый сезон будет отмечен не только культурными событиями, но и реставрационными работами, по окончании которых памятники зодчества предстанут во всей красе своего внешнего облика и внутреннего убранства.
В Исаакиевском горит «живой» свет
В западном пределе Исаакиевского собора появятся строительные леса - начнется двухлетняя реставрация трех полотен Бруни - «Луна и солнце», «Всемирный потоп» и «Жертвоприношение Ноя после потопа».
- Все полотна, находящиеся в храме, постоянно исследуются и в зависимости от своего состояния консервируются или направляются на реставрацию, - объясняет заместитель директора ГМП «Исаакиевский собор» Сергей Корчагин. - Еще Огюст Монферран предложил делать мозаичные копии и выполнил первые из них. Например, икону Исаакия Далматского в мозаике, находящуюся в алтаре, не отличить от картины, написанной маслом.
Несколько десятилетий ушло на создание 62 мозаичных копий икон, украшающих стены собора. Мозаика гораздо лучше выдерживала суровые петербургские зимы, но и она сегодня требует обновления. Так, на реставрацию отправится икона Святого Петра. Чтобы перепады температур внизу и под куполом собора не наносили вреда полотнам, на следующий год в храме подключат компьютеризированные системы теплоснабжения. А специальное светодиодное освещение уже сегодня позволяет видеть уникальные творения старых мастеров в необычном «живом» свете.
Спас на Крови вновь оденется в леса
Самый нарядный храм Петербурга Спас на Крови начал новый сезон с обновленными царскими вратами, в которых были полностью воссозданы восемь утраченных икон афонских святых и отреставрированы четыре иконы. Работа длилась 20 лет, за нее художник-мозаичист Игорь Лаврененко был удостоен золотой медали на выставке в Лейпциге. Но на этом восстановление иконостаса не закончилось. На следующий год запланировано воссоздание еще нескольких утраченных фрагментов иконостаса - эмалевых складней шести апостолов. А вот работы по изготовлению трех недостающих крестов из горного хрусталя алмазной огранки, венчающих кокошники иконостаса, пришлось отложить. Крупный банк, на чью спонсорскую помощь рассчитывали музейщики, отказался финансировать проект.
- В план следующего года мы включили и реставрацию фасадов, - поведала замдиректора ГМП «Исаакиевский собор» Валентина Зеленченко. - Эта работа обойдется в 300 миллионов рублей. Но пока не утвержден бюджет, мы не знаем, сможем ли ее начать.
Когда будут деньги, Спас на Крови вновь оденется в леса, но уже фрагментами. Реставрация храма никогда не завершится, потому что этот процесс у памятников-музеев бесконечный. Даже простые фасады утрачивают свой первозданный вид, а в оформлении Спаса использовано огромное количество разных материалов - гранит, облицовочный кирпич, итальянский мрамор, фарфоровые вставки. Более всех не приспособлен к нашим погодным условиям оказался мраморовидный известняк.
- Из-за выхлопных газов этот камень покрывается темной коркой, под которой перерождается, - говорит Валентина Зеленченко. - Поэтому периодически нужно зачищать наслоения и восстанавливать разрушенные участки мозаики.
Вместе под одной крышей
По случаю открытия нового сезона в Спасе на Крови впервые прозвучало «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова в исполнении Камерного хора Смольного собора. Переезд Концертно-выставочного зала Смольного собора, который четвертый год уживается под одними сводами с действующей церковью, вновь откладывается. Музыканты выступают и репетируют буквально перед алтарем.
- Совмещать сложно, но мы стараемся не мешать друг другу, - говорит руководитель хора Владимир Беглецов. - Под новое помещение рассматриваются два варианта - бывшее здание Думы на углу Невского проспекта и Думской улицы, где есть два концертных зала - Александровский и Николаевский, и здание бывшего ДК швейной фабрики «Большевичка» на Обводном канале, которое нуждается в серьезной реставрации и требует колоссальных вложений.
Для хора, конечно, предпочтительнее здание Думы, но и здесь не избежать финансовых трудностей. Здесь расположился Сбербанк. Помещение арендовано на 49 лет, выкупать его для города дорого.
Благотворительность - внутренняя потребность музыкантов
Несмотря на проблемы, выступления Камерного хора, который гастролирует по всей стране и за рубежом, проходят с неизменным аншлагом.
- Публика соскучилась по хоровой музыке, - говорит главный режиссер Концертно-выставочного зала Смольного собора Виталий Гордиенко.
Помимо музыкальных программ в соборе проводятся образовательные «концерты семейного посещения», которые ведет Олег Вайнштейн. Дети могут «заказать» исполнение любого классического произведения или фрагмента, написав его название или музыкальную строчку на бумаге. Наиболее смелые могут продемонстрировать свои музыкальные способности на сцене. Мечта сыграть на концертном клавесине для ребят становится явью.
В планах музея - большие благотворительные концерты, которые, по словам руководителя отдела международно-культурной деятельности ГМП «Исаакиевский собор» Ирины Вовненко, являются внутренней потребностью музыкантов. Начало нынешнего сезона отметили большим благотворительным концертом хора Смольного собора и ведущих солистов Мариинского театра, средства от которого пойдут на реставрацию иконы Покрова Божией Матери.
- Если хотя бы два раза в год мы будем проводить такие концерты, люди поймут, что слово «благотворительность» не пустой звук в нашем городе, - подчеркивает Вовненко.
Планируется крупный фотопроект «New vision», который продолжает традиции, начатые выставкой «Петербург глазами ангелов». На этот раз будет представлен взгляд на город молодых фотографов. Лучшие из них попадут в коллекцию музея. И еще одна новинка - совместный концерт исполнителей духовной музыки с Борисом Гребенщиковым, который состоится летом будущего года. Аншлаг этому мероприятию, разумеется, обеспечен заранее.
Нина БАШКИРОВА
Фото Святослава АКИМОВА