Анализ ситуации
Цены скачут быстрее доллара и евро
Стоимость продуктов растет бешеными темпами, а чиновники хотят бороться со спекулянтами-сетевиками открытием… автолавок
Скоро исполнится три месяца с момента введения эмбарго на ввоз ряда продуктов из Европы и США. С какой радостью и надеждой встретили летом эту новость отечественные производители! Казалось, вот он, шанс побороть зависимость от импорта и дать импульс для развития российскому аграрию. Увы, реальность оказалась не такой радужной. Россия столкнулась с серьезными вызовами, многие из которых связаны отнюдь не только с санкциями и контрсанкциями - это и падение цен на нефть, обесценение рубля и, как следствие, серьезное подорожание многих товаров. Больше всего население, конечно же, волнует рост цен на продукты.
Новые максимумы еще впереди?
Продовольственные товары начали расти в цене в июле 2014 года. Но самые большие скачки цен пришлись на осень. На мясо, молочные продукты и рыбу цены подскочили в среднем на 25 - 30 процентов. Увы, судя по всему, это не предел. В ближайшее время начнется традиционный предновогодний ажиотаж - а он обычно поднимает цены на еду еще процентов на пять. Прибавьте к этому такой фактор, как сезонность, и можете быть уверены: фрукты-овощи в ближайшее время тоже не станут дешевле. Если еще недавно на рынках можно было найти приличные помидоры по 50 - 60 рублей за килограмм, то сейчас меньше чем за 80 обнаружить сложно. А и так недешевые заграничные яблоки снова стремятся к цифре 100 рублей за кило.
Минэкономразвития хоть и обещает в следующем году меньшую инфляцию, все же предупреждает: пик роста цен придется на первый квартал 2015-го. Как заявил недавно господин Улюкаев, именно в феврале-марте россияне сильнее всего почувствуют эффект от курсовых колебаний рубля. Ведь сейчас, как известно, магазины распродают импортные товары, закупленные еще по старым ценам. Но уже совсем скоро они начнут закупки по нынешнему баснословно высокому курсу.
К сожалению, стоит признать, что повышение цен будет идти не только на импортные товары, но и на отечественные. Ведь в производственном цикле многих из них есть зарубежная составляющая. Например, мы покупаем банку отечественной тушенки и не знаем, что она делается на импортном оборудовании из импортного мяса.
Единственное, что хорошо: в нынешнем году собран рекордный урожай зерновых, и крупы и мучные изделия, скорее всего, не подорожают. Уже хорошая новость для тех, кто еле-еле сводит концы с концами…
Импорт поменяли на другой импорт
Почему же, несмотря на сокращение покупательной способности населения и в целом дефицит денег в стране, цены на продовольствие растут, а не падают, как должно быть по рыночным законам? Потому что на сложившейся в стране кризисной ситуации пытаются нагреться оптовики, перекупщики и торговые сети.
К сожалению, рассчитывать на добросовестность торговых сетей, в которых покупает продукты подавляющее большинство петербуржцев, не приходится. Монополисты всегда пытаются побольше заработать на конечном потребителе. Вот и сейчас, проигнорировав призывы властей обеспечить импортозамещение товаров, они попросту начали менять один импорт на другой. Если какой-то товар раньше везли из относительно ближнего зарубежья (Польша, Германия), то теперь везут из дальнего (Иран, Аргентина), и стоит он в конечном счете дороже. В итоге покупатели начали наблюдать парадоксальную тенденцию: на рынках, где продукты традиционно были качественнее и, соответственно, дороже, цены растут гораздо более скромными темпами, чем в сетевых магазинах! А это еще раз доказывает, насколько велика в стоимости продуктов в сетях спекулятивная составляющая.
Печально видеть и то, как, пытаясь обмануть государство, крупные сети выставляют на продажу товар, который по всем признакам попал на прилавки из «запрещенных» стран. На ценниках таких товаров обычно написано лишь слово «импорт». При желании в магазинах можно без проблем найти запрещенную к ввозу финскую и эстонскую «молочку», а также европейские фрукты и овощи. На реэкспорте в Россию таможенники уже ловили Белоруссию, Украину и Молдавию. Но «ввоз», как говорится, и ныне там. И зачем в этих условиях, спрашивается, крупным сетям пытаться налаживать отношения с отечественным производителем? Правильно, незачем.
Надежда -
на ФАС
и автолавки? Ну-ну!
Чиновники всех уровней говорят, что ищут пути, как призвать спекулянтов к ответу. Чиновники говорят, а цены растут. И от этой пустой говорильни и сумасшедших цен у народа только злоба. Последние данные социологов: рейтинг Путина начал снижаться. Абсолютно ясно, что это связано с ценами в магазинах. Сколько еще чиновники будут тянуть кота за хвост? Нужны показательные суды над спекулянтами. Нужны не просто уговоры не повышать цены - требуются посадки!
Необходимо также начать процесс ценового регулирования. Наиболее радикальный вариант предлагает КПРФ - коммунисты считают необходимым вернуть госрегулирование цен. Они также хотят законодательно ограничить долю импортной продукции в ассортименте магазинов розничной торговли. Не менее интересное предложение поступило от ЛДПР. Либерал-демократы хотят обязать магазины указывать на ценнике закупочную стоимость товара. Парламентарии уверены, что так можно оградить граждан от необоснованного завышения цены товаров. Но эти идеи не получили поддержки на самом верху. А что же тогда власти собираются делать?
Самое главное, на чем они хотят сосредоточиться, - это поддержка отечественного производителя и стимулирование собственного производства внутри страны. Однако нужно признать, что эта мера требует больших временных затрат. Чтобы получить новый урожай, должен пройти целый год, а чтобы вырастить из телочки корову - минимум три. Но начать - уже полдела…
Пока же государство намерено повнимательнее присмотреться к тому, как работает продовольственная розница, и в первую очередь - торговые сети. Владимир Путин уже давал наказ антимонопольным службам - на форуме «Россия зовет!» он призвал их пристальнее наблюдать за «необъективными тенденциями, связанными со спекуляциями на рынке». Действительно, эффективность работы ФАС вызывает серьезные сомнения, но с чего она вдруг внезапно начнет работать лучше?
Кроме того, полагают власти, необходимо стимулировать конкуренцию на продовольственном рынке. Речь идет, например, о развитии мобильной торговли. С этой целью Минпромторг (вы только представьте!) уже разработал проект закона: в нем предлагается в особую категорию выделить автомагазины, автокафе и прочие передвижные торговые объекты. Эта мера якобы позволит производителю напрямую выйти к потребителю, минуя посредников.
Вот такие пути борьбы с завышенными ценами видят чиновники. Антимонопольная служба должна работать лучше, и автолавки на каждом углу должны стоять. И все будет славненько, надеются они.
А пока народ идет в магазин, чтобы каждый день увидеть там новые ценники. И тихо «порадоваться». Пока что тихо.
Юлия ФРОЛОВА
Фото Святослава АКИМОВА