Интересное кино!
Ключ без права передачи?
«Ленфильму» отказано в получении дохода от показа снятых на киностудии лент
Госфильмофонд России официально отказался передавать права на «золотую коллекцию» кинокартин в собственность киностудии «Ленфильм», где, собственно, они были созданы. Это известие вызвало возмущение у руководителей «Ленфильма», поскольку на доход от проката картин «Полосатый рейс», «Золотая мина», «Ключ без права передачи» и десятков других предполагалось восстанавливать петербургскую кинофабрику.
Нынешний «Ленфильм» потихонечку встает с колен. Здесь отремонтированы многие цеха, заключены контракты на оказание услуг, а самое главное - уже снимаются фильмы. Сейчас в работе три проекта, и один из них - исторический детектив «Контрибуция» режиссера Сергея Снежкина («Смена» писала о нем недавно) - выглядит очень перспективным. Катастрофический упадок «Ленфильма» мог бы остаться в безвозвратном прошлом, однако на днях радужные надежды перечеркнуло решение Госфильмофонда России: не отчислять «Ленфильму» ни копейки за показ лент киностудии.
Свою позицию чиновники и юристы Госфильмофонда обосновали на днях в чрезвычайно обстоятельном послании министру культуры России Владимиру Мединскому. Госфильмофонд, в частности, полагает, что открытое акционерное общество, коим является киностудия «Ленфильм», «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов», а потому передача уникальной коллекции в частные руки «противоречит государственным интересам». Серьезное возражение, если не знать, что акционером нынешнего «Ленфильма» является именно государство. Но юристы Госфильмофонда подозревают, что петербургская киностудия может когда-нибудь продать акции частным лицам. Тоже серьезное возражение, если, опять же, не знать, что устав киностудии запрещает это делать без согласия того же государства.
По мнению директора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, Госфильмофонд поступает несправедливо.
- Голливуд держится на крупнейших студиях-мейджорах, которым более 100 лет, - сказал Эдуард Пичугин. - Они могут финансировать крупные 200-миллионные блокбастеры именно потому, что у них есть доход в виде обеспечения от авторских прав. В случае с правами на коллекцию «Ленфильма» речь идет о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки. Без этих денег студию невозможно возродить.
Мнение председателя совета директоров «Ленфильма» Федора Бондарчука пока не прозвучало. В настоящее время он готовит собственный грандиозный проект в тех самых голливудских студиях, о которых говорил Эдуард Пичугин. Столь же ненапористы и юристы «Ленфильма».
А тем временем Госфильмофонд продолжает получать выручку за «Гамлета», «Короля Лира», «Балтийское небо», «Зеленые цепочки», «Старшего сына», «Золотую мину», «Полосатый рейс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Свадьбу в Малиновке», «Торпедоносцев», «Даму с собачкой», «Соломенную шляпку»… А всего этих картин - четыреста: великолепных, любимых, до сих пор собирающих миллионную аудиторию.
Выход «Ленфильму» предлагается один: пусть он снова станет бюджетной организацией. Тогда возможна «дележка». Но именно в качестве бюджетной организации киностудия чуть не отдала богу душу и до сих пор никак не оправится. Кому выгодно загонять ее снова в катастрофическое состояние?
Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА