День знаний
Первый класс - как первая любовь!
Известные петербуржцы вспоминают своих учителей и одноклассников и размышляют о том, что изменилось с течением времени
Вот и наступил прекрасный для школьников и их родителей день - 1 сентября. Учебный год вступает в свои права. Как его встречали раньше, как будут отмечать сегодня и что изменилось в российской школе с годами? Об этом рассказали «Смене» известные петербуржцы, которые сидели за партами в совершенно разные эпохи развития нашей страны.
«Пойду учиться в третий раз!»
Татьяна БУЛАНОВА, певица:
- Фактически я училась в школе два раза: сначала сама, а потом со старшим сыном Сашей, который получил аттестат зрелости несколько лет назад. Теперь мне предстоит «третья» школа: 1 сентября мой младший, Никита, впервые войдет в класс.
Разница между процессом обучения моим и старшего сына ощущалась зримо. Если для меня прогулять или опоздать на урок считалось из ряда вон выходящим, то Саша относился к этому чрезвычайно легко. Я тогда поняла, что все проблемы учебы кроются в лени, отсутствии самодисциплины. Надеюсь, с Никитой все получится иначе. Он уже два года ходит на футбольные занятия, привык к ранним подъемам, к нагрузкам, к слову «надо». Это очень важные навыки для того, чтобы в школе все получалось.
«На уроках пробуждалась жажда открытий»
Виктор БОЯРСКИЙ, директор Музея Арктики и Антарктики:
- Хотя с тех пор, когда я был школьником, лет прошло изрядно, больше четырех десятков, помню все, как будто это происходило только вчера. Главное чувство в то время, поглощавшее меня, - стремление всегда быть в школе. Потому что она являлась самым притягательным местом на свете. Признаюсь, не только из-за учебы (хотя процесс был увлекательнейший!), а из-за огромного количества друзей, раскрепощенного и доброго общения и какой-то прямо-таки духоподъемной атмосферы.
Эту атмосферу создавали наши учителя. Вот, например, учитель химии Леонид Демьянович привил мне любовь не только к предмету, но и к систематизации знаний. Учитель математики подавал задачки так, что мы их разгадывали, как детективные головоломки. На многих других уроках в нас пробуждали жажду открытий, познания нового. Причем, как правило, мы ломали голову над решениями сообща, дружно, делились мыслями и находили ответы вместе.
Сегодня, судя по тому, как учится моя одиннадцатилетняя внучка, многие плюсы советской школы утеряны. Отношения между детьми отнюдь не распахнутые: школьники стали сдержанными в эмоциях, даже скрытными. Они не общаются так, как общались мы. Да и среди учителей реже можно найти таких, какие бывали, - увлеченных и обладающих богатым жизненным опытом. Мне кажется, утрачена та атмосфера, когда к учителю относились как к духовному наставнику. Мне очень повезло - я учился у настоящих подвижников. Именно за это я от всей души благодарен школе, где учился.
«Классная руководительница не сломала мне крылья»
Станислав ПЬЕХА, певец:
- Признаюсь, среди учащихся 156-й школы на Греческом проспекте я был так себе, не выдающийся. Хотя мне всегда было в радость каждое Первое сентября видеть всех, кого не видел три месяца летних каникул. Это самый лучший, самый приятный день в учебном году. Можно поделиться с друзьями множеством историй, отметить дебют еще одного учебного года - не подумайте ни о чем плохом… Это был выдающийся день! Дальше начиналась рутина…
Кому я бесконечно благодарен, так это классной руководительнице Жанне Бунятовне. Не устроил ее мой невыдающийся облик кое-какого ученика, и она, понимающая, прощающая, умнейшая женщина, обладающая по школьным параметрам почти безграничной властью над плоховатым учеником, очень тонко, по-доброму, без административных истерик придала мне правильный вектор развития. Она не сломала мне крылья. Она вдохнула в меня надежду. Спасибо ей!
«Практикантка заставила возненавидеть звонок»
Борис АВЕРИН, профессор филологического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета:
- Со школьных времен врезался мне в память один случай. К нам пришла практикантка из Института Герцена преподавать географию. Надо признать, что этот предмет мы за предмет не считали, занимались своими делами и срывались с мест в первую секунду звонка. Так вот, эта практикантка принялась нам читать про эпоху великих географических открытий. И как читать! Когда раздался звонок, мы этот звук просто возненавидели. Ранее желанный, в этот раз он вызвал у нас неприязнь.
Вот такие учителя должны быть в школе. Они есть. Несколько лет назад, когда я зашел на урок к своему сыну в школу, лично в этом убедился. На уроке французского я даже, увлекшись, освоил некоторые грамматические формы. Но, положа руку на сердце, таких учителей мало. Их должно быть гораздо больше.
Объясню, что этому мешает. В нашей педагогике - две трагедии. Первая - зарплата учителей. Мои выпускники со всем желанием готовы трудиться в школе, но им предлагают 8 тысяч в месяц. Вторая трагедия - бюрократизм, невиданный бюрократизм. Прежде чем сказать одно живое слово, учитель должен заполнить ворох бумаг. Ежедневно, день за днем. Некогда работать - сплошная отчетность. Работа оценивается по этим бумагам, а отнюдь не по тому, с какими чувствами воспринимают ученики звонок с урока. По этим двум причинам школа теряет лучших выпускников Университета, чьим призванием является педагогика…
«Я очень любила перемены»
Эмилия СПИВАК, актриса:
- Я воспринимала школу как возможность встретиться с друзьями, и самым прекрасным временем в ту пору были перемены: возможность поболтать, посмеяться, поделиться новостями. А сами уроки я, признаюсь честно, пережидала. Кроме, пожалуй, урока литературы. Я влюбилась в школе в литературу и осталась верна этому влечению до сих пор.
Что еще было доброго? Я испробовала все кружки и секции, какие тогда только было возможно испробовать в школе и в домах творчества юных. А возможно было неоглядно много. Занималась музыкой, танцами, спортом, рисованием… К сожалению, терпения моего не хватало ни на что, и буквально через пару месяцев я закруглялась с очередным начинанием. Но я смогла проверить себя всесторонне, понять свои склонности и таланты. Разве это не бесценно?
«Дочке преподает моя учительница физики»
Анастасия МЕЛЬНИКОВА, актриса, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- Для меня самые светлые воспоминания о школе связаны прежде всего с педагогами. Мне повезло с первой учительницей, удивительной душевности женщиной - Галиной Георгиевной. Еще одна учительница с большой буквы - Тамара Михайловна. Так получилось, что сегодня она преподает физику моей дочери Машеньке.
Кстати, у Машеньки со школой несколько иные взаимоотношения. Она учится в необыкновенно сплоченном, дружном классе. Ученики, учителя и родители поддерживают теплые отношения, живут как бы одной семьей. Школьные подружки вообще жить друг без друга не могут. Мне безумно приятно, что такое сплочение привело к тому, что Машеньке стало интересно учиться. Она познает новое не из-под палки, а с увлечением. Низкий поклон талантливым педагогам!
«Компьютер испортил их?»
Владимир БУХИННИК, модельер, доцент кафедры дизайна
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики:
- Частенько бываю на встречах с одноклассниками. Многие из них настолько ностальгируют по школе, что словно живут в том времени. У меня такого острого чувства нет. Мне просто было там хорошо. Это ощущение помню отчетливо. Вокруг были добрые люди, а передо мной расстилались безопасные во всех смыслах улицы.
В 1973 году, когда я пошел в первый класс, меня только два месяца поводил в школу дедушка, а затем я смело топал уже сам. Сейчас, по-моему, в школу водят до пятого-шестого класса - иначе опасно! Я чувствовал себя более защищенным, чем нынешние школьники. И потом, мы никогда не задумывались, кто в классе какой национальности. Не то что распрей, а даже мыслей таких в то время не возникало. Прекрасное было время!
Как преподаватель не могу сказать, что приходящие со школьной скамьи к нам в университет молодые люди кардинально отличаются от нас в том же возрасте. Нельзя сказать, что новое поколение - ужасное. Среди них также есть и добрые, и отзывчивые ребята. Они не злые, нет. Они стали намного рациональнее. Когда я учился в Театральном институте, у нас общение не кончалось после звонка. Мы, причем вместе с преподавателями, вечно устраивали посиделки, чаепития. Мы были интересны друг другу. Подобные мероприятия для нынешней молодежи - скучная обязаловка. Может, компьютер испортил их, как испортил москвичей у Булгакова квартирный вопрос? Он их объединяет, правда в каком-то другом мире, а не в этом.
«Ничто не проходит бесследно»
Билли НОВИК, фронтмен группы «Billy’s band»:
- Школьные годы в трех купчинских школах, где мне довелось учиться, отнюдь не казались мне чудесными. Они пришлись на конец восьмидесятых - начало девяностых. Результат общественных перемен оказался для многих печальным и даже трагичным: многие мои одноклассники, увы, уже покинули этот мир. Причина - наркотики и прочие «прелести»…
Когда я стал старше, мне одно время казалось, что такое жесткое начало - хорошая школа жизни, закалка, испытание, которое укрепляет. Сегодня я так не думаю. Хотя сразу после школы у меня наступило сплошное удовольствие - и в работе, и в учебе, и в творчестве; я купался в положительных эмоциях на этом контрасте, - время показало, что ничто не проходит бесследно. Те следы уродства, которые нанесены в детском возрасте, не пройдут, мне кажется, никогда.
Вообще, когда я получил аттестат зрелости, у меня было полное ощущение, что я получил освобождение от террора. Я был счастлив. И счастлив до сих пор, хотя и подранен...
«Подарок, данный Богом»
Константин ЛОПУШАНСКИЙ, кинорежиссер:
- Если говорить возвышенно, поэтически, романтически (а иначе о школьных годах говорить нельзя), то я считаю подарком, данным Богом и судьбой, свои детские и отроческие годы, связанные с учебой. Помните, у Андрея Тарковского в «Зеркале» герой говорит: «Все еще впереди»? Так вот та, прежняя школа давала именно это осознание: все еще впереди, к будущему надо подготовиться, надо не пропустить, успеть, осознать, выучить. Такое жадное восприятие жизни, знаний, отношений не повторяется потом никогда. Именно здесь корень той ностальгии по школьным годам, которой подвержены даже те, у кого этот период был неудачным, скучным, с массой проблем. Потому что впервые мы осознанно изучали многогранный неизведанный мир. А это - как первая любовь - незабываемо.
Записала Людмила АНДРЕЕВА
Рисунок Игоря КИЙКО