Комментарии экспертов

Цены могут рвануть вверх, но катастрофы точно не будет

Как запрет ввоза ряда продуктов из США, Канады, Норвегии и стран ЕС повлияет на российский рынок?

Исполнительный директор Молочного союза России (НКО «Российский союз предприятий молочной отрасли»):
«Молоко не убежит, а вот сыров станет меньше»
- Обеспеченность России молоком собственного производства на сегодня составляет приблизительно 75 процентов. К тому же у нас есть под боком Белоруссия (импорт молока в Россию преимущественно поступает оттуда). Поверьте, нет никакой трагедии в том, что молоку и молочной продукции из не самых дружественных нам стран отказали в доступе на российский рынок. Это, наоборот, позволит развернуться нашим производителям, особенно перерабатывающей промышленности. Молоко от покупателя никуда не убежит.
Да, у нас будут проблемы с тем, что мы лишимся европейских сыров. И любителям твердых сортов сыра и сыров с плесенью придется поприжаться. Однако и на территории России уже стали делать похожие сыры. Аналоги найти можно.
Единственное, в новых условиях правительству нужно очень пристально следить за сетевиками. Накрутка цены в 50 - 80 процентов, которую делают наши сетевые магазины на молочную продукцию, - недопустима! Надо установить сетям предельную планку - наценка на «молочку» не должна превышать 25 процентов. А пока бесспорно лишь то, что продавцы воспользуются ситуацией и опять поднимут цены.

Юрий АЛАШЕЕВ, председатель Рыбного союза (Союз предприятий, осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры):
«Больше всего проблем будет с сельдью и семгой»
- На рыбном рынке грядут большие изменения. В долгосрочной перспективе российская промышленность сможет перестроиться и снабжать нас нужной рыбой. Но в краткосрочной перспективе возникнут большие проблемы. Быстро перестроиться на другой вид сырья нашим перерабатывающим предприятиям будет сложно, и мы опасаемся, что эти сложности могут даже привести к банкротству некоторых компаний. В первую очередь это касается предприятий, которые перерабатывали североатлантическую сельдь, импортируя ее в виде филе и производя здесь соленую или копченую продукцию.
Переориентироваться быстро на нашу дальневосточную тихоокеанскую сельдь трудно по многим причинам. Начнем с того, что наши дальневосточные предприятия поставляют сельдь замороженную, а перерабатывающие предприятия в западной части России в основном ориентированы на переработку филе сельди, а не тушек с головой. То есть их производственные мощности настроены на другой цикл работ. Или вот еще один пример. Наши производители крабовых палочек преимущественно покупали сырье и фарш в США, поскольку в России производства аналогичного сырья нет. В принципе, со временем наши компании могут переключиться на китайский фарш, но его качество хуже.
Также большие проблемы ожидаются в категории «охлажденная рыба». Там импорт составляет львиную долю - фактически две трети от потребления. В первую очередь речь идет о популярных семге и форели. Своей, отечественной рыбы мы выращиваем недостаточно. Той же семги наши производители выращивают 10 - 20 тысяч тонн в год, а импорт этой рыбы в Россию составляет больше 100 тысяч тонн! Как видите, на порядок больше. По-другому семгу мы не достанем - вылавливать ее в коммерческих объемах невозможно, потому что ее уже столько нет в природе. А чтобы увеличить объемы собственных производств, потребуется не один год. Ведь растить семгу от икринки до взрослой рыбы нужно три года. А еще требуется время на само расширение производства и строительство новых садков. Так что в ближайшее время единственная альтернатива - переключиться на другие страны-импортеры, например больше поставлять замороженной семги из Чили. А еще частично заменить на рынке семгу дикой горбушей и кетой. Хотя вкус у них, конечно, отличается.
С морепродуктами ситуация обстоит немного проще. Те же креветки у нас импортируются из стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Правда, есть на рынке и атлантические креветки, которые приходят из Канады. От совокупного импорта креветок в Россию доля Канады составляет около четверти, что существенно. Однако заменить их креветками азиатскими или южноамериканскими все же будет не так уж сложно.
Но еще раз подчеркну: налаживание новых связей требует времени, которого просто нет. Поскольку нет как такового переходного периода, чтобы подстроиться под новые условия. Введение запрета на ввоз рыбы и рыбной продукции из ЕС, США, Канады и Норвегии было мгновенным. На следующий день после объявления указа уже были остановлены все поставки! Поэтому сейчас мы очень волнуемся о некоторых наших перерабатывающих предприятиях.

Вячеслав ТЕЛЕГИН, председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР):
«Это шанс для наших фермеров»
- Безусловно, новые ограничения для некоторых импортных продуктов помогут окрепнуть отечественным фермерам. Для них это серь­езный шанс продвинуться на рынке. Однако потребуется и дополнительная помощь государства. Нужно развивать кооперацию малых форм и помочь выстроить цепочку от производителя до потребителя.
По данным нашего опроса, 74 процента российских фермеров проблемой номер один для себя считают сбыт продукции. Ведь почему, например, торговые сети зачастую предпочитают сотрудничать с зарубежными производителями? Потому что там уже выстроена система кооперации, решены вопросы с упаковкой и ритмичной поставкой. Сети, безусловно, это привлекает. Однако небольшие фермерские хозяйства нельзя сбрасывать со счетов, они в России производят достаточно много продукции. Например, 92 процента плодоовощной продукции в Астрахани производит именно малый бизнес! Как видите, малый бизнес - это не значит мало.
К сожалению, крупные сети не заинтересованы в малом бизнесе и, как правило, выдвигают неприемлемые условия для фермеров. Например, требуют дополнительные бонусы от 7 до 15 процентов за размещение продукции в магазинах или затягивают с расчетом за поставленную продукцию. Подобные условия могут вытерпеть крупные компании, но не малый бизнес.
При этом если грамотно выстроить цепочку от фермеров к потребителю, то и цены станут ниже. Ведь сейчас с ценообразованием у нас вообще беда! Помню, год назад помидоры в Петербурге и Москве шли по цене 50 - 60 рублей за килограмм, а в это же время оптовики закупали у астраханских фермеров помидоры по три рубля за килограмм! Почувствуйте разницу.
Возвращаясь к вопросу о кооперации. Наиболее существенная поддержка нужна животноводству. Требуются большие инвестиции для строительства заводов по приему и переработке молока или по забою скота, фасовке, охлаждению и хранению мяса. Наши фермеры демонстрируют хорошие темпы роста (в среднем животноводы увеличивают поголовье скота и объемы выпускаемой продукции по 13,8 процента в год). При этом за последние десять лет поголовье коров в России увеличилось в 4 раза, овец и коз - в 7 раз, пого­ловье птицы тоже стремительно растет. Есть основания для оптимистичных прогнозов. Но главная проблема по кооперации до сих пор не решена.

Алексей КРАСИЛЬНИКОВ, исполнительный директор Картофельного союза (Союз участников рынка картофеля и овощей):
«Уже год без европейской картошки. И что?!»
- Поставка как семенного, так и продовольственного картофеля из стран ЕС была закрыта Россельхознадзором еще 1 июля 2013 года. Год прошел, но на рынке это никак не отразилось: никто без картошки не остался и цены почти не изменились. Поэтому, на мой взгляд, нынешние контрсанкции на рынок картофеля в России тоже особо не повлияют. Раньше при потреблении картофеля населением на уровне 11 - 12 миллионов тонн в год импорт картофеля из ЕС составлял около 350 - 400 тысяч тонн. Довольно маленькая доля, как видите. И когда год назад Россельхознадзор закрыл европейскому картофелю выход на российский рынок, потребитель это никак не почувствовал.
Не почувствует ничего и сейчас. Поскольку принятый недавно указ не распространяется на главных импортеров - поставщиков раннего картофеля в Россию: Египет, Израиль, Пакистан. Как они нам в конце зимы и в начале весны поставляли картофель, так и будут поставлять.
Однако нам хотелось бы все-таки исключить из запретного списка элитный семенной материал из ЕС. Хороший семенной картофель в наших хозяйствах нужен, в том числе и для улучшения собственных сортов.

Мушег МАМИКОНЯН, президент Мясного союза России:
«Лучше свое, натуральное!»
- Сильных изменений на мясном рынке покупатель не почувствует. Курятиной мы на 90 процентов обеспечиваем себя сами, свининой - на 60 - 65 процентов. С говядиной все сложнее, но тут мы по-прежнему будем ее в больших количествах экспортировать из Южной Америки.
Если говорить о колбасах, их мы преимущественно производим в России и потребности своего рынка в колбасах закрываем полностью. В последние 10 лет это были довольно редкие случаи, когда на прилавках появлялись какие-нибудь колбасы из ЕС или США. Такой продукции у нас не больше трех процентов.
Тем не менее временный небольшой скачок цен все равно возможен. Однако если такое произойдет, это будет не реально обоснованная мера, а просто спекуляция. К нам уже поступают тревожные сигналы. Участники Мясного союза рассказывают, что кое-какие торговые сети сразу же подняли цены на мясо на 5 - 10 процентов! Но я надеюсь, что им не позволят серьезно спекулировать на громкой теме. Лучше бы обратили внимание на отечественного производителя. Ведь наша мясная продукция зачастую выше по качеству, чем западная, поскольку мы не применяем столько нежелательных препаратов, антибиотиков и добавок на производстве, какие сплошь и рядом применяются в странах ЕС и в США. Наша продукция более натуральная.

Подготовила
Юлия ЛИ

12.10.2015