В забытом жанре

«За что, мой Крым, тебе такой удел?»

В Петербурге состоялась премьера оперы-митинга, посвященной легендарному полуострову

«Крым» - под таким названием состоялось необычное представление в гостиной театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Основой постановки стала опера советского композитора Мариана Коваля «Севастопольцы» о защитниках города-героя в годы Великой Отечественной войны.



Ятаганы с чемоданами
Заметим, что, использовав музыку Коваля, режиссер Юрий Александров полностью переработал партитуру, сделав спектакль об истории Крыма. В постановке кроме оперных и драматических актеров участвуют детские танцевально-хоровые коллективы, а также военно-исторические клубы. Режиссер неоднократно публично признавался в том, что столь масштабное действо достойно показа на Дворцовой или Красной площади. Стоит присмотреться, что же это за опера-митинг, которую предлагают вынести на главные площади страны?
Обращает на себя внимание то, что спектакль делали второпях. Например, всю оперу артисты вынуждены топтать карту Крыма, которая разложена вместо ковра. Для тех, кто не понял, по чему именно ходят исполнители, на ней так и написано большими буквами: «Крым».
Недоработанным представляется и показ кинохроники на потолке особняка, в котором расположился театр. Из-за люстр не видно ничего, а желание всмотреться отвлекает от действия. К тем, кто сидит в первых рядах, артисты обращаются напрямую, пытаясь добиться отклика, а зрители в это время смотрят в потолок. Право, неловко. Не говоря уже о том, что любые зверства, происходящие на полуострове, непосредственно касаются зрителей: им дышат в лицо, кладут на колени политые «кровью» одежды бойцов и т. д. и т. п. Особенно пугают переходы от одной сцены к другой (всего в спектакле 15 сцен): мигает свет, все художественно мечутся и лишь чудом не задевают зрителей ятаганом или чемоданом. Опера-митинг начинает напоминать спектакль, который в том же Крыму видели много лет назад Остап Бендер и Киса Воробьянинов.

«За эти слезы я люблю тебя…»
Безусловная удача спектакля - образ ведущего, олицетворяющего собой Россию. Никита Захаров, актер небольшого роста, в ладно скроенном костюме и при галстуке, прекрасно общается со зрителем и вызывает безоговорочную симпатию. Даже такую пафосную сцену, когда актер, встав на колено, утирает слезы крымской девочке, он проводит гармонично. К тому же Захаров замечательно читает стихи. Но ЧТО ему приходится читать? Вот лишь один образец свежепереписанной партитуры:

«Война - кровавый беспредел.
 И Апокалипсиса грозное начало.
 За что, мой Крым, тебе такой удел,
 К чему опять ты опустил забрало?»
К сожалению, другие отрывки привести не удастся: там так хромает рифма и ритм, что запомнить трудно. Арии тоже хороши, но в них слова в основном звучат неразборчиво.
Неожиданно оперу Коваля завершает песня Вано Мурадели «Легендарный Севастополь». Ей начинают подпевать и зрители. Многие встают. Некоторые плачут. Эти слезы режиссер «Крыма» заносит себе в актив. Хотя почему бы не навернуться слезам на глаза от исполнения действительно прекрасной торжественной песни с удивительно отточенным, возвышенным текстом? Опера-то тут при чем?
Разумеется, Крым достоин любых и разных, кроме плохих, художественных произведений. Наверняка когда-нибудь спектакль о нем состоится и на Дворцовой, и на Красной площади. Только пусть это будет другой спектакль. Все-таки возвращение Крыма России - геополитическое событие мирового масштаба. А слушать оперу-митинг, сделанную на скорую руку, больно. Даже в отдельно взятой гостиной.

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015