ЧП

Виноваты не только стрелочники

Почему аварии на транспорте происходят в России так часто?

Не так давно был вынесен приговор по делу о крушении теплохода «Булгария», которое произошло три года назад - в июле 2011-го. Как же хотелось верить, что трагедия на Волге станет последней в длинной череде аварий, а судебный процесс станет хорошим уроком для всех, кто по роду службы занимается безопасностью на транспорте. Увы, минувшая неделя дополнила страшную летопись катастроф новой страницей - на этот раз кровавая драма разыгралась в Московском метрополитене.

Метро традиционно считается не только самым надежным, но и безопасным видом транспорта. Серьезные аварии здесь происходят довольно редко. Поэтому нынешнее ЧП в Москве, жертвами которого стали 22 человека, а ранения получили более ста, - без преувеличения, катастрофа невиданного масштаба.
15 июля у поезда, следовавшего от станции «Парк Победы» в сторону «Славянского бульвара», сошли с рельсов три вагона. Так как все произошло ранним утром, поезд был под завязку набит пассажирами. Удар был ужасающей силы, поэтому и пострадавших оказалось так много. Но почему он случился?
В Следственном комитете РФ считают, что авария могла произойти из-за того, что стрелочный механизм подземки не был нормально зафиксирован.
«Стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась, - заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. - Это повлекло схождение электропоезда с рельсов».
Позже стало известно, что по делу о крушении поезда задержаны два человека, которые подозреваются в нарушении требований транспортной безопасности. Это дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» и его помощник. Будем надеяться, что скамейка обвиняемых не останется такой короткой, - у задержанных есть начальники, и они тоже имеют непосредственное отношение к трагедии…
Как и в случае с затонувшей «Булгарией», к ЧП в московском метро привел человеческий фактор - вопиющий непрофессионализм и наплевательское отношение к жизни и здоровью людей. Интересно, что после волжской трагедии выводы так и не были сделаны, - за три года кардинальных изменений к лучшему в речном флоте России не произошло. Не потому ли столь масштабные трагедии повторяются в стране все снова и снова?

Юлия ФРОЛОВА

 

Гайд-парк

В стране царит разгильдяйство

«Булгария», московское метро… Неужели мы обречены постоянно хоронить жертв чьей-то безалаберности? Вот что считают известные петербуржцы.

Владимир ДМИТРИЕВ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (КПРФ):
«Без адекватного контроля все рушится»
- Мне кажется, что трагедии на транспорте происходят из-за того, что в стране резко упал уровень профессионализма. В какой-то момент этому просто перестали уделять внимание. Такие понятия, как дисциплина труда и техника безопасности, практически ушли из нашей жизни.
После ряда страшных трагедий были сделаны серьезные выводы, но очевидно - недостаточные. Ряд отраслей у нас находится в состоянии «ручного ­управления». Когда за ними есть контроль - все функционирует, чуть он ослабевает - все рушится и приходит в запустение.
Я очень сочувствую москвичам, которым пришлось пережить эту страшную трагедию в метрополитене. Не дай бог нам в Петербурге узнать такое! Теперь после ЧП в столице наверняка нас захлестнет волна жесткого контроля всей подземной инфраструктуры, и я очень надеюсь, что благодаря этому повторения такого рода трагедий в северной столице удастся избежать.

Юрий НОВОЛОДСКИЙ, президент Балтийской коллегии адвокатов:
«Виновные не имеют умысла»
- Развитие техники всегда опережает технику безопасности. Поэтому техногенные катастрофы неизбежны. И с этим надо смириться - это закон. Опыт показывает, что, как правило, люди, виновные в таких деяниях, совершают неосторожные преступления, а последние не требуют строгого наказания. Поскольку строгое наказание в этом случае было бы чрезмерным и несправедливым. Только умышленные преступления позволяют назначать существенные сроки.
Трудно оценивать со стороны, насколько справедлив приговор по «Булгарии»: я не могу судить обо всех нюансах этого дела. Однако такой срок, как 11 лет (он был вынесен одному из подсудимых), за неосторожное преступление, как мне кажется, во многом продиктован ожиданиями населения. Чем больше дается наказание в угоду ожидаемости, тем меньше в этом приговоре и наказании правосудности.
Расскажу случай из собственной практики. Раньше можно было обжаловать приговор в порядке надзора. Я защищал диспетчера - речь шла о крушении самолета. И когда я приехал в Верховный суд и доложил, что диспетчер по сути не виноват, в ответ услышал: сейчас мы не будем снижать наказание, вот пройдет несколько лет, зарубцуются раны у людей, приходите - мы снизим наказание до разумного. То есть руководство Верховного суда не скрывало: такая составляющая наказания, как удовлетворение запросов граждан, тоже учитывается. Вряд ли это можно одобрить...

Дмитрий ШАГИН, художник:
«Такое могло случиться и в Петербурге»
- Раз такие трагедии возможны, значит, наш транспорт более безопасным не становится. И от этого лично мне страшно. Такая авария, как в Москве, наверное, могла произойти и в Петербурге. А у нас и так ситуация на дорогах неблагополучная - ежедневно рискуют жизнью не только автомобилисты, но и пешеходы. О чем можно говорить, если на Невском автобусы заезжают на тротуары и давят людей! Недавняя резонансная авария на главной магистрали города - лишнее тому подтверждение.
Подобные трагедии свидетельствуют о нехватке кадров на транспорте, а также о низкой квалификации нынешних работников. Как правило, во всем виноват пресловутый человеческий фактор. Во многих компаниях руководство и сотрудники думают лишь о том, как по-легкому денег срубить, а не о «какой-то там» технике безопасности. Я больше всего боюсь, что скоро по всей стране начнут рушиться дома, построенные гастарбайтерами. Так что страшно сегодня не только под землей, но и на земле.

Подготовила
Юлия ФРОЛОВА

12.10.2015